Алексей П
Алексей П Подписчиков: 113
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 77

Что представлял собой Frigate Freejet - необычный российский пассажирский самолет на 300 мест?

7 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,36 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Что случилось с планами эллиптического трехпролетного широкофюзеляжного самолета, который начинал свою жизнь как Ту-304?

Что представлял собой Frigate Freejet - необычный российский пассажирский самолет на 300 мест?

За последний год российская авиационная промышленность пережила потрясение. Стало необходимо в срочном порядке разрабатывать отечественные версии технологий и компонентов, ранее поставлявшихся из-за рубежа.

Однако планы по созданию того, что известно как Frigate Freejet, были отложены еще за пару лет до этого, несмотря на значительный ажиотаж вокруг этого проекта, включая редизайн, в середине 2010-х годов. В течение долгого времени, и согласно последним данным, 300-местный самолет так и не смог продвинуться дальше оптимистичного чертежа. Может ли это измениться с новым рвением к отечественным самолетам и доступным теперь двигателем ПД-14 российского производства?

Кто знает, может быть, когда Россия, наконец, займется строительством CR929 вместе с COMAC, она вновь обратит свой взор на полностью отечественный новый широкофюзеляжный самолет. В любом случае, новые и потенциальные проекты самолетов всегда привлекательны, поэтому давайте немного углубимся в феномен и историю Frigate Freejet, который мог бы быть.

Что представлял собой Frigate Freejet - необычный российский пассажирский самолет на 300 мест?


Хронология проекта

Проект Frigate Freejet пережил несколько воплощений и берет свое начало почти тридцать лет назад, впервые запустившись в 1991 году. Первоначально он был известен как Ту-304. Позже он был назван Frigate Ecojet, когда примерно в 2010 году он вошел в активную фазу. Самолет должен был совершить первый полет в 2018-2019 годах и пройти сертификацию EASA к 2021 году. В своей последней версии самолет эллиптической формы должен был перевозить от 300 до 350 пассажиров.

Последняя информация о самолете с "чистым листом" была получена из интервью, взятого у руководителя проекта Александра Климова в 2020 году, которое было опубликовано Aerotime Hub. В то время Климов сказал, что было принято решение заморозить все разработки, приостановив Freejet, хотя официального подтверждения так и не последовало.

Эволюция самолета

Frigate Freejet предназначался для использования в сегменте, который обычно определяется как MOM (Middle of the Market). Взлетный вес самолета должен был составлять 140 тонн, а дальность полета - 3 500 км. Это можно сравнить с Airbus A320 с дальностью полета 6 150 км. Между тем, планировалось создать более дальнобойную версию, которая могла бы летать на расстояние до 8 000 км.

Первоначальная концепция началась, как уже упоминалось, в 1991 году под названием Ту-304 под крылом конструктора КБ "Туполев" Валентина Климова. В то время планировалось, что самолет будет перевозить до 500 пассажиров. Однако в 2004 году сын Валентина, Александр, взял руководство проектом в свои руки, создав новое конструкторское бюро, работающее как дочерняя компания "Туполева" - акционерное общество "Консорциум "Русская Авиация" (Росавиа).

Первоначально основное внимание уделялось двухмоторному самолету, что совпадало бы с мировой тенденцией перехода от четырехмоторных самолетов. Однако руководители проекта формально переключили свое внимание на четырехдвигательный самолет Freejet из-за отсутствия, по их мнению, достаточно мощных двигателей в то время.

Это может удивить, хотя и не является чем-то неслыханным (недавно мы видели, как Boom Supersonic увеличил количество двигателей на Overture до четырех). Однако более необычной особенностью самолета была его трехпроходная конфигурация.

Что представлял собой Frigate Freejet - необычный российский пассажирский самолет на 300 мест?


Открывая возможности

Команда разработчиков заявила, что четырехместная версия самолета Ecojet, Freejet, будет иметь те же варианты двигателей, что и новое поколение узкофюзеляжных самолетов. Эти варианты должны были включать в себя вышеупомянутый PD-14, Pratt & Whitney PW1400G и CFM LEAP-1. Как мы знаем, два последних не попали бы на планер самолета, если бы проект был возрожден сегодня.

Руководители программы также заявили, что четыре двигателя разгрузили бы крыло и позволили бы сделать более легкую основную конструкцию. Эти двигатели можно было бы установить под крылом на длинных пилонах, что позволило бы сделать цельную планку и направить поток вентилятора в сторону от закрылков, снизив уровень шума.

Впоследствии сотрудники программы обратились в Объединенную двигательную корпорацию с предложением оснастить проектируемый самолет четверкой двигателей PD-14. Это оборудование также производилось для российского двухдвигательного узкофюзеляжного самолета Иркут МС-21, который действительно был запущен, хотя и с некоторыми существенными задержками в программе. Примечательно, что при переходе на четырехдвигательный самолет рабочим не пришлось бы ждать появления подходящих новых двигателей.

Что представлял собой Frigate Freejet - необычный российский пассажирский самолет на 300 мест?

Кроме того, появилась бы возможность применить передовые конструкторские решения для снижения вредных выбросов и уровня шума. Климов рассказал об этих факторах в интервью Russian Aviation Insider в 2017 году, когда еще сохранялся значительный энтузиазм по поводу проекта. Он подробно рассказал о том, какие именно достижения он ожидает увидеть,

"Наш Freejet будет на 15 дБ тише, чем будущие требования главы 14 ИКАО. Благодаря более высокому соотношению тяги к весу, необходимая длина поля не превысит 2500 м, поэтому самолет можно будет эксплуатировать из городских аэропортов. Кроме того, мы внедрим технологию электрического самолета, то есть электрогидростатические и электромеханические приводы, электрическую систему руления, электрическое кондиционирование воздуха и противообледенительную систему. Это позволит отказаться от системы продувки и сделать двигатели более эффективными.

По нашим оценкам, концепция электрического самолета может снизить расход топлива на 8-12%, уменьшить взлетный вес на 6-10% и снизить прямые эксплуатационные расходы на 5-10%. В результате мы получим самолет вместимостью от 250 до 300 пассажиров и дальностью полета 4 500 км.

Несмотря на массовый рост заказов на отечественные самолеты в России после санкций Запада, запрещающих экспорт и техническое обслуживание, в последнее время не было никаких разговоров о возрождении Freejet из шкафа курьезов, который мог бы быть. Но кто знает? Никогда не говори никогда.

Слышали ли вы о фрегате Freejet, когда он находился в стадии разработки? Что вы думаете об этом проекте? Считаете ли вы, что жаль, что он так и не был реализован, или мы прекрасно обходимся без него?

Оставьте комментарий ниже.

Источник

PS от автора: если вам нравятся статьи которые я публикую. Пишите пожалуйста комментарии, ставьте лайки и обязательно подписывайтесь чтобы ничего не пропустить. Так вы помогаете моему каналу и мотивируете меня. Спасибо!

Понравилась публикация?
16 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

📋 Заголовок: Официальное заявление Белого дома о размещении F-16 на территории Украины.

📝 Краткое описание: Белый дом объявил о планах развертывания истребителей F-16 в Украине. Это решение было принято в рамках усилий по укреплению обороноспособности Украины и поддержки ее суверенитета.

Россия разрабатывает новый самолет "Судного дня"

Авиационная промышленность Российской федерации начала работу над новым самолетом, предназначенным для управления войсками на случай третьей мировой (ядерной) войны (самолет «Судного дня»). Об этом
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы