Алексей П
Алексей П Подписчиков: 113
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 89

Кыргызстан: Реформа образования провалилась в ходе реализации

4 дочитывания
2 комментария
Эта публикация уже заработала 0,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

То, что начиналось как настоящая и своевременная реформа, было разрушено отсутствием анализа и планирования, в результате чего сотни школ остались без директоров.

Кыргызстан: Реформа образования провалилась в ходе реализации

Чтобы добиться наилучших результатов, наймите лучших людей. Это была негласная мантра, в соответствии с которой правительство Кыргызстана прошлым летом вновь приступило к реформированию школьной системы.

Однако непосредственный результат реформ оказался обескураживающим: почти треть школ - 656 из 2 333 - начали текущий учебный год без директора.

Главная идея Министерства образования основывалась на нескольких нововведениях. Одно из них заключалось в том, что директорам школ придется конкурировать за свою должность, а не получать ее по наследству или терпеливо продвигаться по служебной лестнице. Другим нововведением было введение пятилетнего срока пребывания на посту директора школы, что должно было обеспечить регулярную сменяемость кадров в школах.

Как заявило правительство, эта политика была "направлена на формирование высокопрофессиональных кадров" на уровне руководства во всех образовательных учреждениях.

Если реформы были приняты так быстро, то только потому, что они были поддержаны высшим руководством страны. Президент Садыр Жапаров в июльском указе, предписывающем проведение изменений, утверждал, что Кыргызстану необходимо "повысить эффективность управления в сфере образования".

И трудно найти в стране человека, который бы не согласился с этим мнением.

В беседе с Eurasianet эксперт в области образования Екатерина Касымова назвала проведение реформ "правильным решением".

Международные показатели говорят сами за себя. В 2009 году, когда Кыргызстан в последний раз согласился принять участие в Программе международной оценки знаний учащихся (PISA), он занял последнее место среди 65 стран. Годом ранее Программа международной оценки компетенций взрослых, еще одно мероприятие, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития, показала, что почти 60 процентов взрослого населения Кыргызстана функционально неграмотны.

После удручающих результатов рейтинга PISA 2009 года Кыргызстан отказался от участия - очевидно, чтобы избежать позора, связанного с повторным выступлением.

Но нельзя сказать, что Кыргызстан не пытается инвестировать в то, чтобы выбраться из ямы. Обзор государственных расходов Всемирного банка за 2021 год показал, что около 22,5 процента государственного бюджета идет на образование. Именно поэтому бывший президент Алмазбек Атамбаев мог похвастаться в 2015 году, что "ни одна страна в мире не вкладывает столько бюджетных средств в образование, как Кыргызстан".

Однако с этим хвастовством есть некоторые проблемы. Одна из них заключается в том, что, как выяснил новостной сайт Kaktus после подсчета цифр, расходы в абсолютном выражении все еще скромны.

"В 2017 году Кыргызская Республика потратила около 28 000 сомов (400 долларов США на тот момент) на одного ученика в дошкольном образовании и 16 000 сомов на уровне [начальной и средней] школы", - сообщает издание.

Другой причиной является "низкий потенциал управления на всех уровнях образования", по словам правительства.

В попытке исправить ситуацию чиновники прибегли к ядерному варианту. В прошлом году они начали с увольнения всех директоров школ страны, проработавших в этой должности более пяти лет. Внезапно появилось 960 вакансий, которые нужно было заполнить на конкурсной основе.

Айнура Кусейнова, представитель Министерства образования, сообщила Eurasianet, что "новый процесс найма является открытым и прозрачным".

"В нем нет человеческого фактора", - сказала Кусейнова.

Кандидаты в директора школ должны были сначала загрузить свои заявки на специальный онлайн-ресурс, а затем, после того как заявка была принята, сдать онлайн-экзамен. Чтобы пройти отбор, претендентам достаточно было предоставить доказательства того, что они получили педагогическое образование и имеют опыт работы в сфере преподавания не менее семи лет.

"Любой, кто [подходит под эти критерии и] считает, что может справиться с работой, может подать заявку и попробовать себя", - сказала Кусейнова.

Однако эти свободные критерии обернулись обратным эффектом. Во многих случаях тест проходили специалисты из дошкольных и высших учебных заведений, где требования к преподаванию значительно отличаются от требований в начальной и средней школе. Когда выяснилось, что одному бывшему воспитателю детского сада удалось получить работу по руководству целой школой, успешно пройдя все испытания, Министерство образования было вынуждено признать, что "у нас есть проблемы".

"Идея была правильной, но реализация - неправильной, - сказала Касымова, эксперт в области образования.

Раньше все работало так: областные и городские управления образования имели право назначать и увольнять директоров школ. Эта система подвергалась резкой критике за произвол и коррупцию.

Как и во многих других сферах государственного управления, сектор образования в Кыргызстане задушен коррупцией. Родители часто передают взятки учителям в обмен на лучшие оценки. Учителя, в свою очередь, передают часть денег своим руководителям, которые затем должны поделиться добычей со своими покровителями на государственной службе. Эта цепочка обмана лишает бесчисленное количество детей достойного и справедливого образования.

Эксперты по борьбе с коррупцией, такие как Эркаим Мамбеталиева, назвали пересмотренный подход к подбору кадров "большим шагом в правильном направлении" в деле минимизации рисков откатов.

"Мы должны отдать должное Министерству образования, потому что оно наконец-то сделало этот шаг", - сказала Мамбеталиева в интервью Eurasianet.

Сокращение срока полномочий до пяти лет, между тем, призвано сохранить свежесть. В Кыргызстане нередки случаи, когда директора школ занимают свои должности десятилетиями.

"Когда человек остается на одном месте у власти 30 лет, будь то в политике или образовании, ничего хорошего из этого не выйдет", - сказала Касымова.

Этим благим намерениям помешало поспешное исполнение.

Несмотря на то, что в августе было получено более 2 000 заявлений на замещение должностей директоров школ, к началу сентября, когда дети вернулись в классы, Министерству образования удалось заполнить лишь треть этих должностей. Во время второго тура в октябре было подано почти 1 600 заявлений, но утвердили только 312 кандидатов, в результате чего не хватило 309 вакансий.

Третий тур проходил в ноябре и декабре. Последние новости на официальном сайте Министерства образования от 15 декабря гласят, что процесс набора продолжается. Некоторые школы могут закончить учебный год без директоров.

Медленный прогресс во многом объясняется тем, что многие претенденты не обладают техническими знаниями.

"Большинство претендентов - это люди старшего поколения, которые плохо владеют информационными технологиями, что необходимо для прохождения теста", - говорит Кусейнова.

Почти половина учителей в Кыргызстане - люди предпенсионного или даже постпенсионного возраста".

Другое объяснение кроется в самом тесте. Тест состоит из 80 вопросов и требует знания законодательства, методов управления, педагогики, психологии и, конечно же, информационных технологий. Некоторые утверждают, что требования к знаниям, подразумеваемые тестом, чрезмерны и что немногие кандидаты способны преодолеть эти препятствия.

Касымова рассматривает ту же проблему с другой стороны, отмечая, что иногда запутанный характер вопросов теста "абсолютно не отражает компетенции, требуемые от директоров школ".

По ее словам, необходимо включить этап собеседования, чтобы кандидаты могли "представить свой опыт, видение и планы по улучшению образования в школе, на которую они претендуют".

Программа реформ может столкнуться с юридическими проблемами. По словам адвоката Тимура Иманкулова, поспешное увольнение директоров школ технически незаконно, поскольку формально они не являются государственными служащими, а их трудовая деятельность регулируется Трудовым кодексом, который предусматривает надежную защиту от произвольного увольнения.

"Их невозможно уволить указом президента или приказом министерства", - пояснил Иманкулов.

Однако никто из уволенных директоров пока не сообщил, что собирается подавать в суд, так что, возможно, властям еще удастся избежать этого.

То, что начиналось как настоящая и своевременная реформа, до сих пор испорчено ее исполнителями, что отражает отсутствие тщательного анализа и планирования.

"Это больше похоже на эксперимент, чем на хорошо продуманную программу реформ", - резюмирует Касымова.

Источник

PS от автора: если вам нравятся статьи которые я публикую. Пишите пожалуйста комментарии, ставьте лайки и обязательно подписывайтесь чтобы ничего не пропустить. Так вы помогаете моему каналу и мотивируете меня. Спасибо!

2 комментария
Понравилась публикация?
9 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Как всегда. Хотели как лучше.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Криэйтор, блогер Алексей П
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 89
20.01.2023, 10:41
Лебединовка

Спасибо за комментарий!

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Дело на 5 миллиардов: как офицеры киберполиции получили крупнейшую взятку и бежали из страны

8 декабря 2025 года Зюзинский районный суд Москвы начнет рассмотрение беспрецедентного иска Генеральной прокуратуры. Требование — обратить в доход государства активы на миллиарды рублей, купленные на средства,...