О проверке бухгалтерии организации судебными приставами

Одним из самых распространенных действий судебных приставов является обращение взыскания на заработную плату должника.
В случаях взыскания периодических платежей (алиментов) и отсутствия по ним задолженности применением данной меры и оканчивается исполнительное производство.
Удержание с должника и перечисление денежных средств взыскателю производится бухгалтерией организации должника.
Судебный пристав в этот процесс не вмешивается, хотя и имеет право на проверку правильности удержания с должника и перечисления денежных средств взыскателю, в том числе проверку соблюдения сроков перечисления. Однако оконченное исполнительное производство его не интересует, да и вообще проверка бухгалтерий воспринимается им как лишняя работа.
Поэтому проверяют бухгалтерии только при наличии жалоб взыскателей, а также для выполнения показателей по вынесению постановлений о наложении административных штрафов и возбуждении уголовных дел.
Например, к административной ответственности можно привлечь руководителя организации или главного бухгалтера в случае нарушения сроков перечисления удержанных денег (свыше 3 дней с момента выплаты заработной платы), а также само юридическое лицо.
Размер штрафа не маленький – от 15 000 до 20 000 рублей на должностных лиц, а если к административной ответственности привлекают лицо юридическое, то минимальный размер штрафа увеличивается до 50 000 руб.
Поэтому серьезные организации стараются подобных нарушений не совершать, но не все можно предусмотреть.
С другой стороны, и судебные приставы выявляют такие случаи нечасто, а когда выявляют, привлечь к административной ответственности могут далеко не всегда из-за истечения сроков давности привлечения.
Как я уже писал, на регулярные проверки бухгалтерий времени катастрофически не хватает.
Лично я за 3 года работы в должности судебного пристава-исполнителя проверял бухгалтерии не больше 20 раз.
Да и то только потому, что немного в бухгалтерии разбирался, и если было что-то серьезное, отправляли меня.
Некоторые приставы-исполнители подобные проверки сами никогда не проводили, да и в проверке с другими не участвовали.
А когда проходила кампания по проверкам бухгалтерии, просто договаривались с бухгалтером, что напишут акт о том, что проверка проведена, нарушений не выявлено.
С таким багажом знаний и опыта, который был у них за плечами, даже при наличии желания ничего выявить они бы и не смогли.
В настоящее время все начисления, удержания и перечисления видно в бухгалтерских программах, с которыми приставы сами не работают.
Управление тоже никакой учебы по данной теме не проводит, хотя сейчас ситуация, возможно, изменилась.
Я изучал программу самостоятельно, и начинать пришлось с инкассового поручения.
В далеком прошлом, банки на основании одного постановления судебного пристава деньги у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не списывали.
Для этого еще нужно было правильно составить инкассовое поручение. При наличии в нем ошибок пакет документов просто возвращался банком без исполнения.
А почему невозможно привлечь судебного пристава по ст. 292 УК РФ? Не редко этим промышляют приставы. Судьи их защищают. Не удивлюсь, что они в доли с приставами.
Привлечь возможно, и бывает, что привлекают.
Не привлекают. Кто работать-то будет?