Кыргызстан: Бишкек рассчитывает на китайские автобусы, работающие на газе, для очистки воздуха
Китайские автобусы пережили коррупционные скандалы и стали самой очевидной альтернативой вездесущим, но проблемным микроавтобусам.

Столица Кыргызстана Бишкек в ближайшем будущем получит новый парк газовых автобусов из Китая, что укрепит позиции Пекина в секторе общественного транспорта, где чиновники ратуют за более экологичные и дешевые решения.
В этом месяце городские власти заявили, что 20 из 120 автобусов, закупленных Бишкеком, уже прибыли в Бишкек, а остальные ожидаются в ближайшем будущем.
Сектор общественного транспорта Бишкека является источником бесконечных жалоб. На данный момент автобусов и троллейбусов не хватает, и на дорогах преобладают небольшие маршрутки, или микроавтобусы.
Эти транспортные средства, обычно Mercedes Sprinter почтенного возраста, считаются основными виновниками пробок и плохого воздуха в Бишкеке. Каждую зиму столица Кыргызстана входит в число самых загрязненных городов мира.
Чиновники также опасаются, что водители микроавтобусов могут привести город в аварийное состояние в случае забастовок.
Китайские автобусы рассматривались как часть решения проблемы со времен второго президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, более десяти лет назад.
В 2008 и 2009 годах Пекин подарил Кыргызстану десятки автобусов.
На автобусах красовались логотипы "Китайская помощь", и мэрия Бишкека могла с уверенностью заявить о скорой кончине маршрутки - предсказание, которое не сбылось.
Поставка еще одной партии китайских автобусов в ту же эпоху стала частью дела о коррупции против бывшего мэра Наримана Тюлеева, который был приговорен к 11 годам тюрьмы в 2013 году - через три года после свержения Бакиевых.
Эти автобусы, произведенные китайским гигантом Yutong, имели неоднозначную репутацию, многие из них оказались недолговечными.
Репортеры, посетившие "автобусное кладбище" в Бишкеке в 2016 году, услышали жалобы муниципальных чиновников на то, что сломанные автобусы не могут быть обслужены, поскольку эта линия больше не производится в Китае.
Новые автобусы стали результатом контракта стоимостью в миллиард сомов ($11,7 млн), заключенного напрямую с компанией Zhongtong Bus Holding Company.
Две предыдущие попытки заключить контракт через открытый тендер закончились тем, что тендеры были отменены, а против городских чиновников было возбуждено уголовное дело.
Как и другая партия из 60 автобусов, которую Бишкек закупил у Yutong четыре года назад, автобусы Zhongtong будут работать на сжатом природном газе, а не на дизельном топливе. Хотя они не такие чистые, как электрические автобусы на аккумуляторах, которые сейчас предпочитают во многих развитых странах, выбросы выхлопных газов у автобусов на КПГ меньше, чем у их аналогов, работающих на дизельном топливе.
Это важно в Бишкеке, где социальные сети все больше возмущаются показателями качества воздуха PM 2.5 (твердые частицы), которые относят Бишкек к нездоровым и опасным местам в международных рейтингах качества воздуха.
Однако климатические активисты могут быть спокойны.
Как отметило Министерство энергетики США в документе, развенчивающем мифы об автобусах на КПГ на рубеже тысячелетий, их вклад в парниковые газы в целом схож с дизельными конкурентами, если принять во внимание добычу КПГ.
Самое важное для лиц, принимающих решения в Бишкеке, испытывающих нехватку средств, то, что и китайские транспортные средства, и КПГ имеют привлекательную цену.
Еще в 2019 году мэрия заявила, что переход на автобусы, работающие на КПГ, позволит сэкономить на топливе более 50 процентов.
В прошлом муниципальные власти также признавали, что переговоры о поставках автобусов, произведенных не в Китае, а в других странах, таких как Турция и Россия, потерпели крах из-за более высокой стоимости, указанной производителями.
PS от автора: если вам нравятся статьи которые я публикую. Пишите пожалуйста комментарии, ставьте лайки и обязательно подписывайтесь чтобы ничего не пропустить. Так вы помогаете моему каналу и мотивируете меня. Спасибо!