Американский пилот сбил четыре советских МиГа за 30 минут - и держал это в секрете 50 лет

Ройс Уильямс был настоящим “Лучшим стрелком” за 10 лет до рождения Тома Круза.
Холодным ноябрьским днем 1952 года Уильямс сбил четыре советских истребителя – и стал легендой, о которой никто не слышал более 50 лет.
В пятницу на церемонии в Калифорнии 97-летнему бывшему военно-морскому летчику был вручен Военно-морской крест, вторая по величине военная награда службы.
Министр ВМС Карлос Дель Торо заявил в пятницу, что среди многих предложений, которые он рассмотрел, чтобы повысить награды моряков, дело Уильямса “выделялось среди всех других. Мне было совершенно ясно, что его действия были действительно экстраординарными и более точно соответствовали критериям, описывающим высшую медаль ”.
“Свобода обходится недешево”, - сказал Дель Торо. “Это произошло благодаря жертве всех тех, кто служил и продолжает служить в сегодняшних вооруженных силах. Ваши действия в тот день позволили вам остаться на свободе. Они освободили ваших товарищей по команде 77. Действительно, они сохранили всех нас свободными ”.
Вот что сделал Уильямс, чтобы заслужить эту честь.
Превосходили численностью и вооружением
18 ноября 1952 года Уильямс летал на F9F Panther – первом реактивном истребителе ВМС США – на задании во время Корейской войны.
Он взлетел с авианосца USS Oriskany, который действовал с тремя другими авианосцами в составе оперативной группы в Японском море, также известном как Восточное море, в 100 милях от побережья Северной Кореи.
Уильямс, которому тогда было 27 лет, и три других пилота-истребителя получили приказ о боевом воздушном патрулировании над самой северной частью Корейского полуострова, недалеко от реки Ялу, которая отделяет Северную Корею от Китая. На северо-востоке находится Россия, тогда входившая в состав Советского Союза, которая поддерживала Северную Корею в конфликте.
Когда четыре самолета ВМС США совершали патрулирование, у лидера группы возникли механические проблемы, и он со своим ведомым направился обратно к оперативной группе у побережья.
Это оставило Уильямса и его ведомого в миссии одних.
Затем, к их удивлению, были обнаружены семь советских истребителей МиГ-15, направляющихся к оперативной группе США.

“Они просто не выходили из России и не вступали с нами в бой каким-либо образом раньше”, - сказал Уильямс в интервью Американскому центру ветеранов в 2021 году.
Осторожные командиры оперативной группы приказали двум самолетам ВМС США встать между МиГами и военными кораблями США.
По его словам, при этом четыре советских МиГа развернулись в сторону Williams и открыли огонь.
Он сказал, что стрелял по хвостовому мигу, который затем выпал из советского строя из четырех самолетов, а ведомый Уильямса последовал за советским самолетом.
По его словам, в этот момент американские командиры на авианосце приказали ему не вступать в бой с советами.
“Я сказал:” Я помолвлен", - вспоминал Уильямс в интервью.
Нет выбора, кроме как сражаться
Уильямс сказал, что он также знал, что, поскольку советские самолеты были быстрее его, если он попытается оторваться, они поймают и убьют его.
“В то время МиГ-15 был лучшим истребителем в мире”, более быстрым и способным набирать высоту и пикировать быстрее, чем американские реактивные самолеты, сказал он в интервью.
По его словам, его самолет был приспособлен для ведения боя "воздух-земля", а не для воздушных воздушных боев.
Но теперь он был в одном, и не с одним, а с шестью советскими самолетами, поскольку вернулись три других МиГа, которые разбились ранее.
За этим последовало более получаса воздушного боя, в котором Уильямс постоянно поворачивал и вилял – единственная область, где F9F мог конкурировать с советскими самолетами, – чтобы не позволить превосходящим МиГам направить на него свои пушки.
“Я действовал на автомате, я действовал так, как учили”, - сказал он.
Так же поступили и Советы.
“Но в некоторых случаях... они допускали ошибки”, - сказал Уильямс.
Один из них полетел на него, но затем прекратил огонь и нырнул под него. Уильямс предположил, что его пилот был убит его выстрелом.
И он описал, как другой МиГ оказался прямо перед ним, он попал в него своим огнем, и он развалился, заставив Уильямса резко маневрировать, чтобы избежать обломков и его пилота, когда самолет развалился.
В ходе боя Уильямс выпустил все 760 снарядов из 20-мм пушки, которые были на борту F9F, согласно отчету о сражении с веб-сайта Мемориала ВМС США.
Но Советы нанесли удары и по Уильямсу, выведя из строя его рули и поверхности управления крылом, оставив только рули высоты в задней части самолета, позволяющие ему перемещать самолет вверх и вниз.
К счастью, сказал он, в этот момент он направлялся в направлении оперативной группы США у побережья. Но один из оставшихся советских самолетов все еще висел у него на хвосте.
Он сказал, что летел по схеме американских горок вверх и вниз, пули пролетали над и под ним, когда он двигался, советский пилот пытался сделать точный выстрел.
Ведомый Уильямса вернулся в бой в этот момент, сев на хвост советскому самолету и отпугнув его, согласно отчету Военно-морского мемориала.
Но Уильямсу все еще предстоял трудный полет, чтобы вернуть поврежденный самолет на борт авианосца.

Во-первых, поскольку оперативная группа опасалась возможного нападения советских военных самолетов, ее усиленная противовоздушная оборона первоначально приняла F9F Williams за МиГ, и эсминцы, охранявшие американские авианосцы, открыли по нему огонь.
Уильямс сказал, что его командир быстро положил этому конец, устранив одну опасность.
Тем не менее, Уильямсу пришлось посадить свой самолет на палубу авианосца, что он обычно делал на скорости 105 узлов (120 миль в час). Но он уже знал, что если он снизится ниже 170 узлов (195 миль в час), его самолет заглохнет и упадет в ледяное море.
И он не мог развернуться, чтобы выровняться с авианосцем. Поэтому капитан корабля решил пойти на экстраординарный шаг, развернув авианосец, чтобы выровнять его с Williams.
Это сработало. Он рухнул на палубу и зацепился за третий и последний трос.
На палубе авианосца экипаж ВМС насчитал 263 пробоины в самолете Уильямса. Согласно отчету Военно-морского мемориала, он был в таком плохом состоянии, что его столкнули с корабля в море.
Но когда самолет исчез под волнами, должно было произойти что–то еще - тот факт, что американо-советский воздушный бой вообще произошел.
Страх перед новой мировой войной
Согласно веб-сайту Мемориала ВМС, новости о героизме Уильямса дошли до самого верха, и тогдашний президент Дуайт Эйзенхауэр был среди высокопоставленных чиновников США, желающих поговорить с пилотом.
“После битвы Уильямс был лично опрошен несколькими высокопоставленными адмиралами ВМС, министром обороны, а также президентом, после чего ему было поручено не говорить о своем участии, поскольку официальные лица опасались, что инцидент может привести к разрушительному росту напряженности в отношениях между США и Советским Союзом и, возможно, разжечьТретья мировая война”, - говорится на сайте.
В отчете Министерства обороны США об инциденте также отмечается, что в тот день американские войска испытывали новое оборудование для перехвата сообщений. Опасались, что раскрытие роли СССР в бою поставило бы под угрозу преимущество США.
Записи воздушного боя Уильямса были быстро засекречены официальными лицами США, и он поклялся хранить тайну, что означает, что потребуется более пяти десятилетий, прежде чем его победы смогут быть полностью признаны.
В 1953 году Уильямс был награжден Серебряной звездой, но в цитате не упоминались советские самолеты, только “вражеские”. И в нем упоминалось только о трех убийствах. О четвертом не было известно, пока в 1990-х годах не были опубликованы российские записи, говорится на сайте.
So it was not until 2002, when the records were declassified, that Williams could even tell those closest to him.
“For the rest of his accomplished Navy career, and for decades after retirement, the details of Williams’ dogfight with Soviet MiGs over North Korea remained a secret,” according to the US Defense Department.
“When he was finally contacted by the government and told his mission was declassified, the first person Williams said he told was his wife.”
In the following years, veterans groups who learned what he did said the Silver Star was insufficient reward for Williams, with some saying he should get the military’s highest award – the Medal of Honor.
В декабре прошлого года, спустя более 70 лет после воздушного сражения в Корейской войне, Дель Торо сказал, что Серебряная звезда Уильямса должна быть повышена до Военно-морского креста.
Представитель Калифорнии. Даррелл Исса, который добивался, чтобы Уильямс получил улучшенную медаль, назвал его “Лучшим пилотом-пулеметчиком, как никто другой, и американским героем на все времена”.
“На сегодняшний день это самый уникальный американо-советский воздушный бой в истории холодной войны”, - говорится в заявлении Исса.
“Героизм и доблесть, которые он продемонстрировал в течение 35 мучительных минут 70 лет назад в небе над Северной частью Тихого океана и побережьем Северной Кореи, спасли жизни его коллег-пилотов, товарищей по кораблю и экипажа. Его история одна на века, но теперь она рассказана полностью ”.