«Funkos»: игрушки стоимостью более 500 миллионов евро
Объект взрослых коллекционеров, эти куклы приносят годовой доход в 944 миллиона евро и взлетают их ценой на рынке секонд-хенда.

Хуан Лопес, коллекционер Funkos в своем доме в Мадриде.
Древние греки называли набор идеальных пропорций "каноном". В статуе классического скульптора Лисиппа (390 г. до н.э.) рост пропорционален семикратному размеру головы, и эта изысканная пропорция на протяжении веков представляла собой идеал красоты. Рост Funko составляет около 10 см, голова в несколько раз больше тела, и она пользуется таким коммерческим успехом, что даже скульпторы двора Александра Македонского завидовали. За последний полный год (2021) продажи компании Funko, котирующейся на NASDAQ, составили 1,029 миллиарда долларов США (944 миллиона евро), что на 57% больше, чем в 2000 году, а прибыль - 67,88 миллиона долларов США.
Фанко - это игрушки, с которыми не играют. По данным компании, средний возраст ее основных клиентов составляет 35 лет. Многие из них являются коллекционерами, но также и случайными покупателями. 36% всех покупателей являются коллекционерами, 33% объявляют себя случайными покупателями хобби, а 31% - активными покупателями, которые покупают для подарков и владеют несколькими экземплярами.
Американская компания стоимостью 559 миллионов долларов США (512 миллионов евро) имеет более 1000 активных лицензий, дающих право на воспроизведение и продажу персонажей Гарри Поттера, Disney, WWE, Fortnite, DC, Marvel и т. д. Десять лет назад американская компания На Международной конвенции комиксов в Сан-Диего компания смогла воспроизвести свои прыгающие фигурки супергероев благодаря этим двум.
Тем не менее, в последнее время компании не удается избежать экономического ветра: в своем последнем брифинге о результатах, относящихся к третьему кварталу 2022 года, продажи за период июль-сентябрь побили рекорд (374 миллиона, рост на 36,6%), но рынок ожидал еще более высоких показателей. С другой стороны, высокие затраты повлияли на чистую прибыль. В результате этого замедления руководство компании было вынуждено в ноябре пересмотреть в сторону понижения свой прогноз прибыли на весь год. Диапазон продаж был увеличен с 1,329 и 1,380 миллионов до чуть более осторожных 1,319 и 1,360 миллионов. Предупреждение о прибыли повлияло на цену акций компании. Как только стало известно о предупреждении о прибыли, цена акции изменилась с изменения до $19,50 до $7,92. После достижения дна название постепенно росло (в настоящее время $11,83), но за последние 12 месяцев его цена акций потеряла 31%.
Бизнес связался с компанией, чтобы оценить неудачу, но представитель не дал комментариев. Когда были опубликованы результаты третьего квартала, компания Funko обвинила в слабых результатах увеличение "ощутимых" инвестиций и рост расходов, что, по ее словам, повлияло на рентабельность. В дополнение к своим жетонным куклам с большой головой, Funko также выбрала линию одежды и аксессуаров и расширяется в мир NFT (необменных жетонов), связывая физические продукты с цифровой средой.
Инвестиция
Заядлые коллекционеры также рассматривают их как инвестицию. Хуан Лопес хранит в своем мадридском доме прекрасно оформленную коллекцию из 1 500 фигурок (оценочная стоимость 35 000 евро) на самые разные темы. Вдохновением послужил подарок "еще в 2015 году". Лопес говорит, что ему достались две росомахи Фанко, и с тех пор он посвятил себя покупке предметов "особенно в Интернете" и пополнению своей коллекции. Самым дорогим предметом в его коллекции был персонаж комиксов "Рыцарь" из серии Death Note, который стоил 210 евро.
Обычные цены начинаются от 12 евро. Несмотря на то, что они являются предметами коллекционирования, ценовой диапазон, в принципе, доступен. Это сложно, если речь идет об ограниченном тираже или редком товаре. Альберто Грасия, управляющий Atlántica 3.0, одним из первых испанских магазинов, специализирующихся на куклах, говорит. Рынок подержанных товаров и перепродаж является большой частью этого рынка, и в конечном итоге, говорит он, "доступность определяет цену" Порталы онлайн-продаж, такие как Wallapop, являются обычным местом для покупки и продажи, но основные проблемы, с которыми покупатели могут столкнуться на этих платформах, - это спекуляция ценами и подделки. .
Оценка коллекций затруднена, поскольку цены на них сильно варьируются. Для оценки их стоимости существуют интернет-страницы и мобильные приложения самих компаний. Коллекционеры используют платформы, которые дают оценку, но поскольку Boss - это рынок подержанных вещей, цены не реалистичны. На этих платформах вы не сможете найти Funko стоимостью 50 евро меньше, чем за 200 евро в магазине подержанных вещей", - говорит Лопес.
Если цена все еще является препятствием, есть другой вариант: в одном из углов Atlántica 3.0 есть табличка с надписью "Funkos enfermitos". Это товары с дефектами коробки, на которые действует специальная скидка. Она не предназначена для взыскательных коллекционеров, но подходит для значительной части случайных покупателей по очень низкой цене.
Коммерческий успех
Коммерческий успех этих фигурок выходит за рамки коллекции. Анхель Серрано, профессор дизайна в Университете Комплутенсе, говорит: "Когда вы не знаете, что подарить знакомому, всегда можно найти Funko на любой вкус".
В своем "Филебе" греческий философ Платон утверждал, что "соблюдение меры и пропорций всегда прекрасно". Funko не является ни одной из этих вещей, это маленькая пластиковая кукла, которая не является ни реалистичной, ни пропорциональной. По мнению профессора Серрано, успех продаж компании объясняется одной вещью, которая не может не быть классической. Это то, что они сделаны по шаблону.
Чтобы объяснить это, Серрано представляет книгу под названием El poder de lo cuqui, написанную Саймоном Мэем, профессором философии в Королевском колледже Лондона. В этой работе Мэй объясняет, что феномен милого - это не только детская эстетика, но и убежище, воспроизведение, которое показывает нам более простую, более комфортную реальность". Funko - округлые, простые, с мелкими чертами, напоминающие наши детские рисунки". Еще одним из его главных коммерческих успехов стало объединение совершенно разных тем и массового потребления под одной эстетикой. 'Фильмы Funko, персонажи мультфильмов, певцы... Даже вещи, которые по своей природе не являются коллекционными, становятся коллекционными, когда их объединяют в рамках одной эстетики", - говорит Серрано.
Греки не рассчитывали, что путь красивых пропорций пересечет их нишу, а девиз компании Funko, основанной в 1998 году в Эверетте, штат Вашингтон, США, - "Каждый фанат чего-нибудь". Благодаря более чем 1 000 лицензий на воссоздание персонажей из самых разных областей, практически каждый может найти продукт по своему вкусу. Даже если вы не хотите ждать славы или того, что Funko запросит лицензию, у вас есть возможность кастомизировать эти фигурки и сделать себя частью коллекции.
Очень интересная статья 👍
Спасибо)