Нарушенные отношения между Берлином и Парижем Почему Олаф Шольц не понимает Францию
Канцлер Германии настраивает соседей против себя, начиная с Эммануэля Макрона. Потому что Шольц не владеет своим европейским политическим ремеслом.

Вызывает беспокойство то, что происходит в эти дни между Берлином и Парижем. При этом не так давно франко-немецкая пара добилась большого успеха вместе: во время пандемии канцлер Ангела Меркель и ее министр финансов Олаф Шольц по настоянию президента Эммануэля Макрона нарушили табу на создание европейского долгового союза: чтобы справиться с последствиями короны, Брюсселю было разрешено брать многомиллиардные займы. Это вдохнуло новую жизнь в Европейский Союз.
Это отодвинуло на второй план вечные конфликты из-за денег с нулевой суммой, которые парализовали ЕС на рубеже тысячелетий. Теперь речь шла о расширении прав и возможностей Европы на будущее. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент государства Эммануэль Макрон ежедневно писали друг другу текстовые сообщения – они осторожно и в консультации с более мелкими членами направили танкер ЕС на новый курс.
Но сегодня Париж и Берлин позволяют себе соперничать друг с другом – на виду у всех. И это несмотря на то, что в разгар войны на Украине им абсолютно необходимо действовать сообща.
Одна ремесленная ошибка за другой
Что случилось? Прежде всего, одно: Олаф Шольц сменил Ангелу Меркель на посту канцлера Германии и совершает одну ошибку за другой в европейской политике. Примеры приятны?
Во-первых, Олаф Шольц хочет как можно скорее проложить газопровод с Пиренейского полуострова через Францию в Германия из-за энергетического кризиса. Но Эммануэль Макрон говорит Нет. Потому что с экономической точки зрения труба, проходящая через французские заповедники и виноградники, вряд ли принесет стране какую-либо пользу. Экологи идут на штурм. Но Шольц хочет оказать давление и заключает союз с Мадридом и Лиссабоном против Парижа: по словам Шольца, блокадой трубопровода Франция наносит ущерб общеевропейским интересам.
А что делает Макрон? Он предлагает трубопровод через Средиземное море, от Барселоны до Марселя. Дома это вряд ли встретит протест. Иберийцы тоже в этом правы, но не немцы: альтернативный проект займет гораздо больше времени, но Федеративной Республике нужен газ как можно скорее. Но лидеры социал-демократов в Мадриде и Лиссабоне, которые несколькими днями ранее поддерживали Шольца, переходят на другую сторону и проводят импровизированную пресс-конференцию вместе с Макроном. Вместо того, чтобы предлагать французу встречную сделку по желаемому трубопроводу, Шольц теперь остается один. Очевидно, он не ожидал, что Макрон ответит взаимностью.
Второе: причина цена на газ крышка. Высокие цены на энергоносители вызывают беспокойство у всех членов ЕС. Каким-то образом правительства должны найти средства правовой защиты, если они не хотят, чтобы избиратели отвернулись от них и от Украины. Так что лучше всего действовать на общеевропейском уровне, потому что, в конце концов, существует общий рынок электроэнергии: если Россия прекратит поставки газа, не только немецкий пекарь, но и французский буланже получит счет за электроэнергию с солью. Если во Франции выйдет из строя половина ядерных делителей, то не только Renault и Peugeot понесут более высокие расходы, но и Volkswagen и BMW.
Однако экономическая история учит, что ценовые ограничения действуют редко и – если вообще действуют – лишь на короткое время. Берлин пытается предотвратить »прикрытие«, которое Париж также считает лишь вторым лучшим решением. Шольц, правда, остается пассивным, а не активным: он не предлагает альтернативы, чтобы уловить беспокойство партнеров по ЕС. Канцлер мог бы предложить, скажем, европеизацию немецкого тормоза цен на электроэнергию, который работает с помощью разумных субсидий, а не ограничения цен. Но он не может или не хочет добиваться этого в Светофорной коалиции, потому что это будет стоить денег.
Это момент, когда Макрон безоговорочно предупреждает, что Берлин находится в процессе полной изоляции в Европе. Канцлер рискует быть отвергнутым в Брюсселе. Он делает паузу – и теперь Германия проводит политику в стиле маленького государства ЕС, в которой она стремится максимально снизить ценовой барьер. Такие искусные ошибки вряд ли когда-либо подводили Меркель. Она чувствовала, когда пора переходить в наступление – или, наоборот, оставить все как есть.
Широкие заявления и трюизмы
Не только по сравнению с Меркель, но и по отношению к собственным притязаниям европейская политика канцлера Шольца терпит крах. Он любит использовать такие термины, как Double Wumms и Bazooka kraftmeering. Он не произносит речи во Франции, не пишет гостевую статью в американских газетах, в которой не обходятся без таких фраз, как »Германия - четвертая по величине экономика в мире и крупнейшая страна Европейского Союза«. Или трюизм, согласно которому Федеративная Республика должна взять на себя инициативу, тем более что она находится в центре Конфедерации государств.
Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы напоминать немецкой общественности о ключевой роли Федеративной Республики в европейской интеграции. Но Олаф Шольц говорит на неудобном языке, когда в зарубежных СМИ он выводит ответственность немецкого руководства из собственной полноты власти и заставляет остальную Европу казаться периферией. Кто-нибудь в Берлине задумывается о том, как такие громкие заявления звучат во французских и восточноевропейских ушах? Там нет ничего общего с умным лидером сзади, которого когда-то рекомендовал другой Ганзейский союз, Гельмут Шмидт. Своим отношением Шольц может только настроить против себя всех в Европе, начиная с Эммануэля Макрона.
Федеративная Республика производит 3,3 процента мирового мирового экономического производства, а Франция - 2,3 процента. В соревновании »глобальных карликов« по обе стороны Рейна Германия немного опережает Германию по экономической мощи и населению, особенно после воссоединения. Тем не менее, ни один путь не проходит мимо Парижа. По трем причинам.
Исторический императив остается неизменным: немецко-французские объятия всегда должны быть настолько крепкими, чтобы ни один из них не мог причинить боль другому, не причинив вреда самому себе.
Устранение обиды через близость - это постоянная задача во взаимодействии двух расходящихся менталитетов. Великий, но мало кому подчинявшийся образец для подражания Шольца Гельмут Шмидт сказал: »Никогда без Франции«. Было бы упущением истории думать, что даже сегодня она не нуждается в таких перформативных доказательствах любви.
Можно посмеяться над несколько запыленным рассказом о »немецко-французском тандеме«. Но политика, основанная на сотрудничестве, нуждается в идеалах, позволяющих политикам собраться с духом и обосновать смелые решения. И в-третьих, положительные эмоции помогают сдерживать отрицательные.
Может ли канцлер сосчитать до четырех?
Тесная связь с Францией также необходима по практическим соображениям. Чтобы уметь вести европейскую политику, нужно овладеть одним: нужно уметь считать до четырех. Согласно европейским договорам, четырех государств ЕС, составляющих 35 процентов населения ЕС, достаточно, чтобы сорвать любую инициативу ЕС со стороны государства-члена. Франция редко пытается преодолеть это препятствие из четырех человек.
И последнее, но не менее важное: переход к Франции также лишает партийно-политических преимуществ: в прошлом канцлеры Германии неоднократно вводили в курс дела вопросы безопасности и европейскую политическую оппозицию в своих собственных рядах, вызывая франко-германскую Антанту.