Импорт автомобилей в Россию увеличивается.
Несмотря на угрозу уголовной ответственности для вовлеченных сторон, сложные логистические перевозки привели к увеличению импорта готовых автомобилей из Европы в Россию.

Российские логистические компании используют третьих лиц для доставки транспортных средств из Европы через Иран и через Каспийское море в Россию.
Автоваз звонит в колокол
Руководство АвтоВАЗа недавно обратилось к российскому правительству с просьбой повысить пошлину на импорт готовых автомобилей. Не сложно догадаться, что основная проблема - это параллельный импорт.
Нынешние масштабы импорта готовых автомобилей в Россию представляют серьёзную угрозу для местных автопроизводителей АвтоВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Если правительство решит поддержать АвтоВАЗ, цены на российском рынке готовых автомобилей вырастут. Нам придётся вспомнить такое забытое уже слово-«дефицит», который будет заметен местном рынке.
Санкции не помеха
В декабре 2022 года Еврокомиссия предложила ввести ряд ограничительных мер отношении торговли с Россией, а наказание рассматривать, как уголовное преступлением. Результатом стал список уголовных преступлений, нарушающих санкции ЕС. Торговля товарами или услугами, импорт, экспорт, продажа, покупка, передача, транзит или транспортировка стали запрещены или ограничены.
Поставки переходят из рук в руки. Меняют несколько перепродавцов и транспортных компаний. При этом все звенья цепочки - чувствуют себя в безопасности и хорошо зарабатывают. И всё это происходит на фоне того, что поставка автомобилей в Россию может повлечь за собой уголовную ответственность для граждан Европы.
Арарат Мардоян, основатель компании «АвтоДегустатор», специализируется на параллельном импорте — инструменте, одобренном правительством России в первой половине 2022 года, который позволяет российским предприятиям ввозить товары без разрешения владельца товарного знака. За последние несколько месяцев количество компаний, вовлеченных в новые схемы поставок, резко возросло. Мардоян пояснил, что, поскольку параллельный или «серый» импорт через Армению и Иран является единственным вариантом, а скорее всего просто новый импорт процесс.

Уголовная ответственность за обход режима санкций для граждан стран, не входящих в ЕС, пока остается только предложением, которое еще предстоит подписать в законе. Мардоян заявил, что даже если новые ограничения будут утверждены и затруднят реэкспорт, российский рынок так или иначе «не останется без готовых автомобилей».
Официально на российском рынке осталось всего 17 автопроизводителей с 68 моделями. Неофициально российские покупатели в настоящее время имеют доступ к 501 модели 85 автопроизводителей, подсчитал Сергей Удалов, исполнительный директор московского аналитического центра «Автостат», который также объяснил эту разницу параллельным импортом.
Восточный маршрут открыт
Российские компании также начали импортировать европейские бренды из Китая, сказал Роман Рассудков, владелец Rucar, еще одной российской фирмы, занимающейся параллельным импортом.
«Мы готовы доставить из Китая готовый автомобиль любой официально представленной на местном рынке марки, не обязательно китайской. Это может быть европейский, японский и даже американский», — сказал он, хотя и признал, что с некоторыми брендами трудно иметь дело. «Санкции здесь ни при чем. Просто китайские власти сами жестко регулируют экспорт. Бумаги могут быть оформлены только через несколько компаний, имеющих соответствующее разрешение».
Китайские маршруты поставок также довольно сложны. Как правило, китайские фирмы покупают готовые автомобили и доставляют их до казахстанской границы, где груз забирает местная транспортная компания. Затем груз может отправиться напрямую в Россию по суше или реэкспортироваться в Россию через Беларусь.
Достоверных статистических данных об объемах поставок нет. Российские компании, занимающиеся новыми логистическими схемами, подсчитали, что пока количество доставленных готовых автомобилей далеко от легального импорта до войны на Украине. Однако предложение автомобилей стремительно набирает обороты и уже начало сказываться на ценовой ситуации на автомобильном рынке России.
Стоит отметить, что некоторые автопроизводители могут знать о схемах параллельного импорта и даже поддерживать их. Покинув Россию одним из последних, Nissan пожелал сохранить хорошую репутацию на местном рынке, неофициально экспортировал запчасти, включая двигатели, своим бывшим российским дилерам.
Вы готовы покупать автомобили Российского производства?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты