Конспект занятия Тема: Знакомство со способом ориентирования «Лабиринт»
Конспект занятия
Тема: Знакомство со способом ориентирования «Лабиринт»
Цель: развитие логического и абстрактного мышления через спортивную игру лабиринт.
Задачи: - закрепить знания топографических знаков;
-обучать техники прохождения лабиринта;
-воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки,
сотрудничества.
Оборудование: карточки с топографическими знаками, карточки на развитие логического мышления, лабиринт, кубики, карты-схемы, топографический диктант, экран, проектор, островок 1 х 1.
Ход занятия
-Добрый день, ребята! Сегодня на нашем занятии мы закрепим знания о топографических знаках и познакомимся с новым способом ориентирования «Лабиринт».
В качестве разминки я предлагаю выполнить следующее упражнение. Вам нужно подойти к квадрату, находящемуся на полу. Вы видите пустые клетки, но там зашифрован путь с одной стороны квадрата на другую. Трудность заключается в том, что этот путь знаю только я. Вы наступаете на клетку и если это правильная клетка, я молчу, если не правильная последует сигнал «Бип», участник возвращается назад и становится последним. Ходить можно вперед и в стороны. При этом все молчат, общаться вы можете только жестами. Время ограничено вам дается 5-7 мин.
-Скажите, легко ли вам было выполнить это упражнение?
-Почему это упражнение не получилось с первого раза?
-Что произошло потом?
-Делаем вывод, что согласованность
наших действий помогают преодолеть любые трудности.
-На прошлом занятии мы изучали топографические знаки, и вам было задано задание с помощью топографических знаков нарисовать рисунок или картинку. Я предлагаю посмотреть на выставку ваших рисунков. Я придумала вот такой рисунок.
-Скажите, какие знаки вы использовали?
-Возле вас в конвертах лежат карточки с изображением топографических знаков.
Внимательно рассмотрите их, я буду называть знак, а вы все одновременно мне показывать.
труднопроходимый
лес;
непреодолимая ограда;
яма; железная дорога;
открытое пространство;
проходимое болото;
спец. Объект – корч;
искусственная яма;
труднопробегаемый подлесок
с хорошим обзором;
овраг;
переправа с мостом;
непреодолимая скальная стена;
постройка;
сухая лощина; бугор;
-При выполнении следующего задания вам предстоит разделиться на две команды. Я даю вам 2 одинаковых комплекта кубиков, а на доске вывешена карта, которую вы должны собрать. Но не только собрать, но и записать все знаки, которые вы увидите на собранной карте. Победит та команда, которая быстрее справится с заданием, и которая запишет как можно больше знаков.
Проверка выходят два участника из разных команд и поочередно рисуют топографические знаки.
-Выполнение следующего задания поможет в изучении нового материала.
В карточках написаны цифры. В верхнем углу красным цветом напечатаны числа по порядку. Синие числа написаны не по порядку. Нужно записать синие числа по порядку и присвоить им порядковые номера. Например, 8/1, значит, мы пишем: 1-8 и т.д.
Один участник выполняет задание у доски, остальные в карточках.
Проверка Я читаю правильные ответы, а вы проверяете.
-У кого одна ошибка? Две?
-Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов ориентирования - это «Лабиринт».
Лабиринт – (с др. греческого) это запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом.
Раньше два три года назад на соревнованиях по ориентированию «Лабиринт» проводился в виде игры, а сейчас это отдельный этап соревнований. Перед вами ограниченное пространство, внутри которого размещены КП. По правилам соревнований все участники находятся в накопителе. Через 30 сек. дается старт каждому участнику, поэтому на дистанции могут работать сразу несколько человек, особое внимание необходимо уделить Т.Б., а именно не толкаться. На старте дается карта-схема с изображением лабиринта т.е. вид сверху. Внизу карты-схемы находится карточка участника.
-Давайте вспомним, как на карте изображается старт, финиш.
-Что обозначают красные стрелки?
-Ячейки на карточке для чего они нужны?
-Скажите, как держим карту-схему?
-Что обозначают, например, 1-8?
-1 – это номер контрольного пункта, он соответствует номеру ячейки на карточке.
-8 – это номер компостера, он дается вам в помощь.
Ваша задача сегодня собрать 6 КП, всего их 8 КП.
Если, вы, потерялись в лабиринте, вернитесь к месту старта и встаньте так, чтобы старт был у вас за спиной. У кого не будет получаться поднимайте руку, я помогу вам.
Помним: маркировочную ленту не пересекаем.
Для прохождения лабиринта я буду вызывать участников индивидуально, остальные в это время выполняют топографический диктант. Текст диктанта находится у вас на столах.
-С каким способом ориентирования вы сегодня познакомились?
-Назовите преимущества «Лабиринта» перед другими видами ориентирования.
Задание:
-Дома я предлагаю вам нарисовать свою карту-схему «Лабиринта».
На следующих занятиях мы будем проходить «Лабиринт» по вашим картам-схемам, но уже на время.
-Сейчас вы по одному подходите к плакату открываете буквы через одну и говорите: «Что понравилось вам на нашем занятии, а что мешало работать». А затем попытаетесь отгадать написанную фразу.
Ориентирование-образ жизни!