"Это противоположно искусству": почему иллюстраторы в ярости из-за ИИ
Генераторы искусственного интеллекта могут обеспечить пять минут удовольствия для большинства пользователей, но размывание творческих и этических границ заставляет многих художников бушевать против машины

книгой для чтения, под ночным небом, мечтательная атмосфера", - набираю я в функции Deep Dream Generator Text 2 Dream. Менее чем через минуту мне возвращается изображение, показывающее то, что я описал. Добро пожаловать в мир создания изображений с помощью ИИ, где вы можете создать то, что на первый взгляд выглядит как первоклассное произведение искусства, используя всего несколько текстовых подсказок, даже если на самом деле ваши навыки не выходят за рамки рисования фигурок.
Создание изображений с помощью ИИ, кажется, повсюду: на TikTok популярный фильтр манги с ИИ показывает вам, как вы выглядите в стиле японских комиксов, в то время как люди массово используют его для создания изображений для всего, от логотипов компаний до книжек с картинками. Это уже использовалось одним крупным издательством: научно-фантастическое издание Tor обнаружило, что на созданной им обложке использовалось лицензионное изображение, созданное ИИ, но все равно решило продолжить "из-за производственных ограничений”.
Крупнейшими игроками в области ИИ являются такие компании, как MidJourney, Stable Diffusion и Deep Dream Generator (DDG). Их можно свободно использовать, что делает их привлекательными для тех, кто просто хочет их попробовать. Нельзя отрицать, что они забавны, но при ближайшем рассмотрении изображения, которые они создают, обнаруживают странности. Лицо женщины на моем изображении имеет очень странные черты и, кажется, держит несколько книг. Изображения также имеют такую же отточенную, несколько китчевую эстетику. И хотя поначалу возникает трепет при виде появления изображения, творческого удовлетворения нет. Последствия создания изображений ИИ имеют далеко идущие последствия и могут повлиять на все - от фильмов до графических романов и многого другого. Детские иллюстраторы быстро выразили обеспокоенность по поводу технологии в социальных сетях. Среди них автор и иллюстратор Роб Биддалф, который говорит, что искусство, созданное ИИ, "является полной противоположностью тому, чем я считаю искусство. По сути, я всегда чувствовал, что искусство - это перевод чего-то, что вы чувствуете внутри, во что-то, что существует снаружи. Какую бы форму это ни принимало, будь то скульптура, музыкальное произведение, сочинение, перформанс или изображение, истинное искусство гораздо больше связано с творческим процессом, чем с конечным произведением. И простое нажатие кнопки для создания изображения - это не творческий процесс ".
Помимо творчества есть более глубокие проблемы. Онлайн–кампания #NotoAIArt показала, что художники разделяют озабоченность по поводу законности генераторов изображений ИИ и того, как они могут обесценить мастерство иллюстрации. Для создания изображений из подсказок генераторы ИИ полагаются на базы данных уже существующих рисунков и текста. Это миллиарды изображений, которые были взяты из Интернета. Одним из крупнейших является набор данных LAION-5B с открытым исходным кодом, используемый DDG в Text 2 Dream. Калоян Чернев, основатель DDG, говорит, что набор данных включает ”в основном изображения, находящиеся в общественном достоянии, полученные из Интернета", но многие художники и иллюстраторы говорят, что базы данных часто также содержат много изображений, защищенных авторским правом.
Гарри Вудгейт, автор и иллюстратор книги Grandad's Camper, получившей премию Waterstones 2022 picturebook prize, говорит: “Эти программы полностью основаны на пиратской интеллектуальной собственности бесчисленных работающих художников, фотографов, иллюстраторов и других правообладателей”. Эту точку зрения разделяет иллюстратор Аноша Сайед: “ИИ не смотрит на искусство и не создает свое собственное. Он берет образцы у всех, а затем превращает их во что-то другое ”.

Хотя запросы к генераторам изображений могут быть очень общими, они также могут попросить, чтобы изображение было основано на работе другого художника, что еще больше размывает этические границы. Сайед говорит, что это может привести к созданию изображений, “которые намеренно имитируют мой стиль” или стиль других художников, без их согласия. Существует аргумент, что генераторы ИИ работают так же, как и люди, когда дело доходит до влияния чужой работы, но Биддульф говорит: “Художник–человек также добавляет эмоции и нюансы в микс, а память - в частности, ее недостатки”.
Он добавляет: "Если я создаю картину и решаю, что она должна быть в стиле Хокни, я не собираюсь рыскать по Интернету в поисках миллионов изображений в стиле Хокни, выяснять, какие именно черты делают эти изображения похожими на Хокни, а затем применять их к своей картине, систематически и с судебной точностью. Я подумаю: "Мне нравится, как Хокни сочетал блоки фиолетового, зеленого и охристого в картине с изображением поля, которую я видел в Национальной галерее’. А затем я попытаюсь добавить это в свою картину. Я неизбежно буду помнить это неправильно и, вероятно, в конечном итоге создам что-то, отдаленно напоминающее то, что когда-то нарисовал Хокни, но в моем собственном стиле ".Сайед соглашается, говоря: "Другой человек никогда не будет смотреть на изображение точно так же, как это делал оригинальный художник. Они никогда не будут двигать руками так, как это делал оригинальный художник. ИИ не делает то же самое - он может только копировать ". Когда художник-человек имитирует стиль или выдает произведение искусства за свое, это вызывает неодобрение, а в некоторых случаях может рассматриваться как нарушение авторских прав. По сути, это то, что делает искусство ИИ ".
Чернев говорит, что признает ”сложные этические соображения, связанные с использованием изображений, не являющихся общественным достоянием, и потенциальное влияние на художников, чьи работы используются при обучении инструментам ИИ, подобным нашему". Но есть и более коварная опасность: возможность создавать изображения, которые потенциально являются незаконными. Чернев признает, что во время первоначального запуска Text 2 Dream люди пытались "генерировать изображения обнаженных детей, несмотря на то, что в обучающем наборе данных таких изображений не было”.
Он добавляет: "По мере того, как ИИ продолжает развиваться, существует риск того, что он сможет синтезировать изображения неподходящих или незаконных предметов на основе существующего контента. В ответ на это мы быстро адаптировали наши инструменты, чтобы запретить создание любого неприемлемого или незаконного контента, включая изображения обнаженных детей и материалы NSFW. Мы стремимся обеспечить ответственное и этичное использование нашего сервиса для создания изображений ”.
Хотя Чернев говорит, что DDG сообщила об инцидентах властям, в целом создание изображений ИИ не регулируется, на что художники быстро указывают. И Вудгейт, и Дапо Адеола, получившие награду "Иллюстратор года" на британской книжной премии 2022 года, хотели бы видеть больше регулирования. ”Долгожданным первым шагом, - говорит Вудгейт, - было бы отказаться от предложенного правительством Великобритании исключения из авторских прав, разрешающего интеллектуальный анализ текста и данных для любых коммерческих целей, и вместо этого выступать за модели, основанные на использовании лицензий“. Таким образом, по его словам, любые будущие базы данных будут создаваться с использованием добровольных взносов, которые должным образом оплачиваются.
Адеола соглашается, говоря, что ”проще всего получить разрешение от художников на использование их работ" вместе с гонораром. Чернев говорит, что DDG действительно принимает к сведению просьбы художников, которые хотят быть исключенными из их системы, но модель ”просить прощения, а не разрешения“ не подходит Адеоле, которая говорит, что получение разрешения "должно было быть первым этапом”.Хотя иллюстрация детских книг, по словам художников, останется в основном незатронутой, создание изображений с помощью ИИ может покончить с более мелкими заданиями, на которые часто полагаются начинающие художники для создания портфолио. Сайед говорит, что для таких вещей, как фан-арт, самостоятельно изданные книги, логотипы и семейные портреты, люди могут обратиться к ИИ. "Эти клиенты обычно больше заботятся об экономии денег, чем о качестве готового продукта", - говорит она. “Они предпочтут использовать ИИ, если это означает снижение затрат. Так что многие из этих мелких работ исчезнут ".
Растущее использование ИИ, говорит Адеола, также приведет к обесцениванию работ художников. “Для меня, - говорит он, - уже существует негативное отношение к креативной индустрии. Что-то вроде этого подкрепляет аргумент о том, что то, что мы делаем, легко, и мы не должны быть в состоянии зарабатывать деньги, которыми мы распоряжаемся ". Биддульф идет дальше. ”Нет никаких сомнений в том, что искусство, созданное ИИ, обесценивает иллюстрацию", - говорит он. "Люди, конечно, начнут думать, что их "работа" так же ценна, как и работа, созданная кем-то, кто посвятил карьеру искусству. Конечно, это чушь. Я могу использовать свой iPhone, чтобы сделать красивые снимки своих дочерей, но я не Ирвинг Пенн ".
На данный момент ИИ-генерация изображений в основном используется для развлечения, но Чернев говорит, что он "быстро приближается к уровню сложности и сложности, который позволит создавать очень реалистичные и нюансированные изображения. Я убежден, что контент, созданный ИИ, может не только улучшить работу художников и дизайнеров, но и позволить создавать совершенно новые формы искусства и выражения ”.
Художники и иллюстраторы в этом не так уверены. “Искусство, созданное ИИ, имеет особый "вид", - говорит Сайед. “Со временем пользователи станут более приспособленными к нему и начнут отворачиваться от него из-за его недостоверности и "дешевизны’. Я также думаю, что в ответ на искусственный интеллект мы могли бы даже увидеть возрождение и признание традиционных медиа ”.
Более того, иллюстраторы твердо верят, что их самых честных критиков и самых больших поклонников - детей и молодежь – искусство ИИ не убедит. “Детские книги - это очень сложные, мультимодальные формы коммуникации”, - говорит Вудгейт. “Дети, которые их читают, многого ждут не только от историй и иллюстраций, но и от людей, которые их создают”.
... поскольку начинается 2023 год, и вы присоединяетесь к нам из России, у нас есть небольшая просьба. Новый год означает новые возможности, и мы надеемся, что этот год принесет столь необходимую стабильность и прогресс. Что бы ни случилось, The Guardian будет рядом, обеспечивая ясность и бесстрашие, независимые репортажи со всего мира, 24/7.
Времена тяжелые, и мы знаем, что не все в состоянии платить за новости. Но поскольку мы финансируемся за счет читателей, мы полагаемся на постоянную щедрость тех, кто может себе это позволить. Эта жизненно важная поддержка означает, что миллионы людей могут продолжать читать достоверные репортажи о событиях, формирующих наш мир. Будете ли вы инвестировать в The Guardian в этом году?
В отличие от многих других, у нас нет владельца-миллиардера, а это значит, что мы можем бесстрашно искать правду и честно сообщать о ней. 2023 год не будет исключением; мы будем работать с решимостью и страстью к торговой марке, чтобы предоставить вам журналистику, которая всегда свободна от коммерческого или политического вмешательства. Никто не редактирует нашего редактора и не отвлекает наше внимание от того, что наиболее важно.
С вашей поддержкой мы продолжим делать журналистику Guardian открытой и бесплатной для всех. Когда доступ к информации становится равным, большее число людей может понять глобальные события и их влияние на людей и сообщества. Вместе мы можем требовать лучшего от сильных мира сего и бороться за демократию.
Независимо от того, жертвуете вы мало или много, ваше финансирование жизненно важно для улучшения нашей отчетности на долгие годы. Если вы можете, пожалуйста, поддерживайте нас ежемесячно всего за 2 доллара. Настройка занимает меньше минуты, и вы можете быть уверены, что каждый месяц вы оказываете большое влияние в поддержку открытой, независимой журналистики. Спасибо.qiwi.com/n/FREDU126