Почему британская служба здравоохранения, рушится на глазах?
Лондон
—
Большую часть зим заголовки предупреждают, что Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS) находится на “переломном этапе”. Сигналы тревоги звучат снова, снова и снова. Но нынешний кризис заставил тревожные звоночки зазвенеть громче, чем раньше.
“На этот раз все по-другому”, - сказал Питер Невилл, врач, работающий в NHS с 1989 года. “Никогда еще не было так плохо, как сейчас”.
Сцены, которые еще недавно были бы немыслимы, теперь стали обычным явлением. Больницы работают на пределе своих возможностей. Многие пациенты получают лечение не в палатах, а в кузовах машин скорой помощи или в коридорах, залах ожидания и шкафах – или вообще не получают. “Это похоже на зону военных действий”, - сказал CNN работник Национальной службы здравоохранения в больнице в Ливерпуле.

Эти истории подтверждаются данными. В декабре 54 000 человек в Англии были вынуждены ждать экстренной госпитализации более 12 часов. Согласно данным NHS England, до пандемии этот показатель был практически нулевым. Среднее время ожидания скорой помощи для лечения состояния “категории 2”, такого как инсульт или сердечный приступ, превысило 90 минут. Цель - 18 минут. За неделю, закончившуюся 30 декабря, было зарегистрировано на 1474 (на 20%) больше случаев избыточной смертности, чем в среднем за 5 лет.
Сотрудники скорой помощи и медсестры устроили серию забастовок из-за оплаты труда и условий труда, причем последняя забастовка работников скорой помощи произошла в понедельник. На ближайшие недели запланировано больше. Исполнительный директор Конфедерации NHS, которая представляет организации NHS в Англии, написал правительству накануне забастовки скорой помощи в прошлом месяце, чтобы предупредить об опасениях руководителей NHS по поводу того, что они “не могут гарантировать безопасность пациентов” в тот день. В ответ министр здравоохранения правительства посоветовал общественности избегать “рискованной деятельности”.
Половина пациентов отделения неотложной помощи ждали более четырех часов
По последним имеющимся данным, в декабре прошлого года половина пациентов, обратившихся за неотложной помощью, ждали более четырех часов — рекордный показатель.
Процент посещений отделений неотложной помощи более чем за четыре часа с момента прибытия до поступления, перевода или выписки
В то время как Национальная служба здравоохранения и раньше переживала кризисы, эта зима принесла новую реальность: в Британии люди больше не могут рассчитывать на получение медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
К Национальной службе здравоохранения, основанной вскоре после Второй мировой войны, многие относятся с почти религиозным почтением. Британцы танцевали для нее во время Олимпийских игр 2012 года в Лондоне и аплодировали ей во время пандемии. “Наша национальная служба здравоохранения” является источником национальной гордости.
Теперь она отклеивается. Между британцами и государством уже давно существует негласный договор: платить налоги и взносы на национальное страхование в обмен на бесплатное медицинское обслуживание в месте использования.
Но, поскольку налоговое бремя находится на пути к достижению самого высокого устойчивого уровня с момента основания Национальной службы здравоохранения, британцы платят все больше и больше за услуги, к которым они все чаще не могут получить доступ так быстро, как им нужно.
Некоторые из этих штаммов можно увидеть в других странах Европы. В последние недели врачи как во Франции, так и в Испании провели забастовки, поскольку многие страны сталкиваются с теми же проблемами оказания медицинской помощи все более стареющему населению, когда инфляция находится на самом высоком уровне за последние десятилетия.
Тем не менее, есть опасения, что Национальная служба здравоохранения находится в худшем состоянии, чем ее международные аналоги, и CNN поговорил с экспертами, которые заявили, что опасаются, что становятся свидетелями “краха” службы.
Так как же Британия попала сюда?
COVID-19
Когда разразился Covid-19, Национальная служба здравоохранения полностью перешла в режим борьбы с кризисом, отвлекая персонал и ресурсы со всей организации для оказания помощи пациентам с этим заболеванием.
Но для многих в NHS Covid-19 остается кризисом, из которого им еще предстоит выйти.
В разгар пандемии многие обычные методы были приостановлены. Были отменены миллионы операций. “Отставание” NHS увеличилось. Данные за ноябрь показали, что в Англии в списке ожидания больницы находилось более 7 миллионов человек.
Этой зимой “двойная эпидемия” Covid и гриппа продолжает создавать дополнительную нагрузку на потенциал.

Объяснения нынешнего кризиса “должны начинаться с рассмотрения Covid-19”, - сказал CNN Бен Заранко, экономист Института финансовых исследований (IFS), чья работа сосредоточена на британской системе здравоохранения. “Существует простой факт, что в больницах есть койки, занятые пациентами с Covid, а это значит, что эти койки нельзя использовать для других целей”.
Covid также создал нагрузку на объем работы, которую может выполнить Национальная служба здравоохранения. “Если вы сложите все время, которое персонал тратит на проведение мероприятий по борьбе с инфекцией, надевание защитного снаряжения и разделение палат на людей с Covid и без Covid ... это может снизить общую производительность системы”, - сказал Заранко. Согласно анализу IFS, показатели заболеваемости персонала NHS также значительно выше, чем были до пандемии.
Но, опять же, Британия была не одинока в борьбе с пандемией, хотя, похоже, она пострадала сильнее, чем сопоставимые страны.
И это несмотря на то, что сейчас в Национальной службе здравоохранения больше врачей и медсестер, чем было до Covid. Согласно отчету IFS, даже после корректировки на отсутствие персонала по болезни, консультантов на 9% больше, младших врачей на 15% больше, а медсестер на 8% больше, чем в 2019 году.
Тем не менее, Национальная служба здравоохранения лечит меньше пациентов, чем до пандемии.
“Похоже, что части системы больше не подходят друг к другу”, - сказал Заранко. “Дело не только в том, сколько там персонала и сколько денег. Это то, как это используется ”.