Почему рост интернета в Индии остановился

С более чем миллиардом пользователей Индия может похвастаться вторым по величине рынком мобильных телефонов в мире.
Тем не менее, рост Интернета на этом огромном рынке, похоже, остановился.
В октябре 2022 года регулятор электросвязи страны насчитал 790 миллионов абонентов беспроводного широкополосного доступа, людей, которые выходят в Интернет с мобильных телефонов. Это едва ли на миллион подписчиков больше, чем было зафиксировано в августе 2021 года. В настоящее время рост числа абонентов мобильного интернета снизился до однозначных цифр по сравнению с двузначными цифрами в период с 2016 по 2020 год.
Смартфоны являются основным способом выхода в интернет, и именно здесь рост замедляется. В настоящее время в Индии насчитывается около 650 миллионов пользователей смартфонов, но темпы роста замедлились. По данным исследовательской фирмы Counterpoint, в прошлом году продажи мобильных телефонов упали до 151 миллиона единиц по сравнению с пиковым показателем в 168 миллионов в 2021 году. В этом году прогнозируется однозначный рост продаж.
Почему Китай доминирует на рынке смартфонов Индии
Еще три года назад пользователи покупали новый смартфон каждые 14-16 месяцев, по данным IDC, еще одной исследовательской фирмы. Но теперь они ищут обновление каждые 22 месяца или около того.
Одна из причин заключается в том, что цены на смартфоны выросли после пандемии из-за роста стоимости комплектующих, ослабления рупии и сбоев в цепочке поставок с участием Китая, крупнейшего в мире производителя смартфонов. Почти 90% из более чем 300 компонентов смартфонов индийского производства импортируются.
Дома замедление экономики, потеря рабочих мест и, как следствие, снижение доходов означают меньше денег в кошельке для более дорогого нового телефона. «Замедление роста интернета следует рассматривать как индикатор состояния экономики», — говорит Нихил Пахва, борец за цифровые права.

По словам Навкендара Сингха из IDC, средняя цена смартфона сейчас составляет около 22 000 рупий (269 долларов США; 220 фунтов стерлингов), по сравнению с 15 000 рупий два года назад. Для рынка такого размера Индия чрезвычайно чувствительна к цене: 80% продаваемых здесь устройств стоят менее 20 000 рупий. «Это реальная причина для беспокойства. Второй по величине рынок мобильных телефонов в мире имеет проникновение смартфонов, которое далеко не так близко к Китаю, у которого самый большой рынок», — говорит г-н Сингх.
Некоторые, такие как Анудж Ганди, основатель компании Plug and Play Entertainment, задаются вопросом, достиг ли индийский рынок смартфонов дефицита. «Откуда возьмется больший рост, когда так много людей все еще живут в бедности?» он говорит.
В Индии насчитывается более 350 миллионов пользователей «тупиков» — обычных телефонов или обычных телефонов — которые потенциально могут перейти на смартфоны, если смогут себе это позволить. Почти половина из них использует устройства стоимостью менее 1500 рупий.
Apple производит iPhone 14 в Индии вместо Китая
По словам Таруна Патхака из Counterpoint, из-за более высоких цен на устройства и данные только 35 миллионов индийцев перешли с обычных функций на смартфоны в 2022 году по сравнению с 60 миллионами каждый год до того, как разразился Covid. «Миграция со смартфонов значительно замедлилась, — говорит он.
Что не всегда учитывается, так это процветающий и неформальный рынок подержанных устройств, который может удовлетворить потребность в «дешевых» смартфонах. «Рынок подержанных автомобилей частично удовлетворяет этот спрос. Но на самом деле мы не расширяем базу», — говорит г-н Сингх.

Замедление роста интернета не является хорошей новостью для Индии. Без смартфона многим становится трудно получить доступ к государственным социальным пособиям, пайкам и вакцинам, среди прочего. Только в этом месяце каждый день совершается более 250 миллионов транзакций через Unified Payments Interface (UPI), поддерживаемую государством платформу безналичных транзакций в режиме реального времени с использованием мобильных приложений. Центральный банк Индии говорит об «обществе меньшего количества наличных и карт» к 2025 году.
Не умный, а ловкий? Возвращение «молодых телефонов»
Ясно, что есть достаточный запас для дальнейшего роста телефонов и Интернета. Количество абонентов беспроводной широкополосной связи в сельской местности сократилось. Согласно исследованию, проведенному Индийской ассоциацией Интернета и мобильной связи (IAMAI) , темпы роста активного использования Интернета — тех, кто подключался к Интернету за последний месяц — «постепенно снижались с годами» и были самыми низкими за последние четыре года в 2020 году. ) и аналитическая компания Kantar. Смартфонами пользуется больше мужчин, и они выходят в Интернет чаще, чем женщины. Многие сельские домохозяйства продолжают пользоваться одним устройством.
Г-н Пахва считает, что не рост цен на телефоны замедляет рост Интернета. Большинству приложений и сервисов приходится преодолевать языковые барьеры и грамотность в сельских районах Индии. По его словам, большая часть Интернета остается на английском и нескольких индийских языках.
Нужны более инновационные решения, такие как PayTM Soundbox, устройство с батарейным питанием, которое предлагает продавцам мгновенное звуковое подтверждение на 11 языках для каждого платежа, полученного через платежное приложение. «Нам нужно больше инноваций для развития Интернета в сельских районах Индии», — говорит г-н Пахва. Но перед этим продажи смартфонов нужно поднять.