Дмитриев Глеб
Дмитриев ГлебПодписчиков: 258
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3332

"Половина из них находится недалеко от своих районов". Впервые Россия измерила уровень благосостояния своих детей. Что эти результаты говорят о стране

41 просмотр
2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В России опубликован показатель благополучия детей. Для этого эксперты изучили официальную статистику, опросили самих детей и составили его. lenta.ru рада услышать руководителя проекта Дмитрия Рогозина, директора Центра полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАН, который поделится с нами следующей информацией о российских детях Мы спросили его о том, счастливы ли сейчас дети в России, чего не хватает, как влияет экономическая и геополитическая нестабильность на благополучие семьи и что благополучие детей может рассказать нам о стране и ее жителях.

-Российские дети счастливы.

"Половина из них находится недалеко от своих районов". Впервые Россия измерила уровень благосостояния своих детей. Что эти результаты говорят о стране

Дмитрий Рогозин: Российские дети счастливы. Но надо иметь в виду, что мы измеряли это счастье административными вопросами, что мы говорили с детьми на их языке, а не на языке детей. Иными словами, мы не ловили детей в подворотнях и не общались с ними как-то волнообразно.

В нашем понимании мера социального счастья - это синоним счастья в нашем взаимодействии с другими людьми, что соответствует представлению нашего государства и властей о счастье. Ведь только понимая счастье так, как его понимают чиновники, они могут что-то сделать для своих детей.

Перечислите шесть "государственных" признаков счастья в вашем понимании.

Образование, здоровье, безопасность, материальная обеспеченность, развитие личности и социальные установки. И каждый домен содержит три показателя. И эти показатели также делятся на различные параметры. Другими словами, это очень большое исследование.

"Половина из них находится недалеко от своих районов". Впервые Россия измерила уровень благосостояния своих детей. Что эти результаты говорят о стране

Каковы наиболее важные составляющие этого разнообразия.

Наверное, невозможно сказать, что находится в начале, а что в конце. Однако образование играет очень важную роль. Мы считаем, что если ребенок увлечен образовательной деятельностью, если он занимается самообразованием, то он богат и счастлив. Это преобладающая мудрость, и практически ни один родитель не может сказать, что его ребенок счастлив, если он не ходит в школу и ненавидит своих учителей.

Я особенно хочу подчеркнуть, что мы смотрим на это с точки зрения государства. Существует множество зарубежных исследований, в которых говорится о неоднозначном влиянии школ. Например, американо-мексиканский философ Иван Иллич в своей книге "Освобождение от школы" использует эмпирические данные для доказательства своего тезиса о том, что величайшим злом, совершенным человечеством в начале 20 века, была универсализация среднего образования. Другими словами, Иван Ильич показывает, что среднее образование, которым мы так гордимся и считаем счастьем наших детей, является злом, которое не только лишает их независимости, но и калечит жизнь современных детей.

Это происходит потому, что в школах всех усредняют и приводят к одному знаменателю.

"Половина из них находится недалеко от своих районов". Впервые Россия измерила уровень благосостояния своих детей. Что эти результаты говорят о стране

И это еще не все. Иллич провел ряд экспериментов. Например, он собрал детей из испаноязычных имми. Если вы зайдете на госуслуги, то увидите, что картинка стоит тысячи слов, а если присмотритесь, то увидите, что мало что соответствует действительности, а многое просто подражательно.

Конечно, родители - это мир взрослых. Те, кто отвечает за эти мероприятия и кружки, говорят, что план выполнен на 120%, а родители говорят, что выполнено только 80%. Родители в основном недовольны качеством, которое вроде бы есть, но только в условном виде. Но все равно - мало кто из родителей настолько голоден в своем районе. Особенно в городе, а не в сельской местности, где есть возможность платить, есть предложение. Однако, по мнению детей, удовлетворяется лишь 50-60% спроса. Но я осмелюсь сказать, что это тоже высокий процент.

За пределами управленческого счастья

Я не случайно сказал в начале статьи, что "российские дети в целом счастливы в административном плане". Однако если копнуть глубже, то обнаруживается нечто любопытное. То есть индекс детского счастья, с одной стороны, построен на административных принципах, а с другой, как и любой научный проект, постоянно опровергает собственные выводы.

Но благодаря различным противоречиям, выявленным в ходе этих измерений, мы расширяем свои наблюдения. Итак, при всем том, что этот проект был разработан для чиновников, он не очень полезен для них. Чиновники предпочитают конкретные и линейные вещи, такие как планы действий и меры. Такая техническая логика не работает, когда речь идет о детях.

Назовите районы, где живут самые счастливые дети, и районы, где живут самые несчастливые дети.

Мы насилуем.

И какова взаимосвязь между пенсиями и детьми.

Чем меньше община, тем большую роль играют пенсии в бюджете семьи. Другими словами, бабушки и дедушки являются подушкой безопасности для многодетных семей. Это связано с тем, что, как правило, только бабушки и дедушки имеют регулярный и постоянный доход. Работающие люди часто имеют вахтовый или другой доход, который очень нестабилен. Особенно в России довольно высок процент разводов. Это означает, что основной кормилец, мужчина, очень часто нестабилен не только в плане выплат и доходов, но и сам по себе.

Рост доходов бедных - это хорошо.

Но кризис ударил и по семьям среднего класса. С другой стороны, хотя видимое неравенство вроде бы сокращается, оно сокращается за счет бедности. Другими словами, уровень жизни людей начинает снижаться. И это напрямую связано с благополучием детей.

Существует большая разница между субъективным ощущением благополучия людей и тем, о чем говорят цифры в статистике.

Конечно, они есть. Но мы не можем говорить об этих различиях как о некоем содержательном моменте. Мы просто понимаем, даже на уровне здравого смысла, что счастье нельзя измерить деньгами. Очень часто бедные семьи гораздо счастливее богатых. В этом смысле эта разница есть. Скорее, мое утверждение, что "российские дети счастливы", определяется тем, что одна часть показателя компенсирует другую. Если где-то не хватает, например, безопасности или самореализации, то поднимаются более высокие вещи.

В России анклавов очень мало (я смотрел до муниципального уровня, поэтому мог очень подробно увидеть региональные особенности), а ситуация довольно плохая. Понятно, что есть дети из неблагополучных семей, и есть детские комнаты милиции. Однако процент таких детей в общей популяции действительно невелик. В этом смысле мы очень высоко оцениваем надежность и устойчивость системы социального обеспечения детей. Она гораздо выше, чем общая стабильность семейного благополучия.

Это связано с тем, что западные семьи вообще не могут выжить в тех условиях, в которых оказались российские семьи: у одной шестой части россиян нет туалетов в домах, нет водопровода. Это огромные показатели того, что современное общество уже давно преодолело. И, тем не менее, наши люди живут очень счастливо.

Если бы не туалеты, какие проблемы были бы у сегодняшних детей.

Мы говорим о проблемах в канцелярском ключе, потому что все дети разные. Но один такой ход был. В конце опроса мы задали вопрос: "О чем вы не говорили, что для вас очень важно? Когда мы говорим о счастье, о чем, по-вашему, мы должны говорить".

Затем дети перечислили несколько важных областей, которые мы не затрагивали и не будем затрагивать. Я думаю, вы можете понять, по каким причинам.

Во-первых, они сказали, что разговоры о смерти и самоубийстве очень важны для счастья. А затем - разговоры о жизни в целом. Что там, что здесь. И эти разговоры важны для всех возрастов.

Другими словами, тема смерти важна для детей с точки зрения счастья. Дети на самом деле гораздо более философичны, чем взрослые.

Но мы не знаем, как задавать такие вопросы, как с ними работать, не переступая какие-то правовые нормы. И, кроме того, это онлайн-опрос.

Тема любви и секса очень важна. Дети сегодня растут очень быстро, и мы видим, что к 17-16 годам всплывает тема первой любви, а также тема первой влюбленности.

И третья - это тема самовыражения, что происходит с музыкой, всякие Моргенштерны и т.д. Для них это важно. Но, опять же, мы не говорим с ними об этом.

Нынешний политический климат так или иначе влияет на наших детей. Если им говорят одно, это не вызывает когнитивного диссонанса, даже если реальность несколько иная.

Мы сами не вдавались в то, как интерпретировать этот вопрос или что говорить о нем как о предмете государственной политики. Общайтесь с людьми, которых это касается. А это табу на местном уровне.

Даже без этой ситуации дети живут, разделенные между миром, как он есть, и очень странным и формальным миром взрослых. И это тяжело для детей. Некоторые из них становятся активистами разного рода. На самом деле, в каждом классе есть три-четыре человека, обычно девочки, на которых рассчитывают учителя. Как правило, это отличники, но не только. Подавляющее большинство детей, однако, таковыми не являются.

Быть ребенком - это довольно протестная среда, детство - протестное время. Старость и детство похожи тем, что понятие свободы - это очень важное время для человека. Для них свобода - это фундаментальная ценность. И когда мы говорим об образовании, здоровье, безопасности и других аспектах благополучия, понятно, что все это очень плохо коррелирует со свободой.

Но независимо от текущей ситуации, у детей всегда есть элемент протеста и элемент ухода в себя. Мы с вами только что обсуждали в начале этой статьи, что ребенок становится гиперкоммуникабельным, социальным и реализованным в своем окружении. Под "его окружением" я имею в виду его друзей. И совсем другое дело, когда ребенок находится в окружении взрослых. Он заикается, не может связать двух слов и выглядит жалким, неразвитым человеческим существом, нуждающимся в образовании и просвещении. Это основная дилемма, над которой бьются лучшие педагоги.

Есть разные степени счастья в зависимости от того, где вы живете: в деревне, в провинциальном городе или в большом городе.

Нет, это не так. Они могут дополнять друг друга, просто в разных областях, которые определяют понятие счастья. Понятно, что деревни беднее городов, то есть материальное благосостояние их жителей ниже. Однако в семье, так сказать, чувство защищенности выше.

Если сравнить результаты аналогичных исследований за рубежом, то каков уровень благосостояния российских детей среди других стран.

Выше среднего. Но и здесь есть утвержденный правительством ответ. Наш индекс достаточно высок. С одной стороны, это говорит о том, что детям в нашей стране живется неплохо. Но с другой стороны, дети, которые отвечают на наши вопросы, менее критичны к своей жизни, менее амбициозны и менее требовательны.

Как я уже говорил, опрос выявил довольно много парадоксов. Например, согласно статистическому индексу благополучия детей, основанному на данных Росстата, одним из самых благополучных регионов страны является Ленинградская область. Однако субъективный индекс, основанный на опросах общественного мнения, показывает, что это, наоборот, самый неблагополучный регион.

Почему так происходит.

Если бы мы знали ответ, то это был бы факт, а не парадокс. Существуют различные гипотезы. Одна из них заключается в том, что дети в Ленинградской области живут ближе к большим городам. У них больше амбиций и требований к своей жизни. В этом смысле они более критичны. Когда их спрашивают об образовании, у них больше требований, и в этом смысле у них более низкий уровень благополучия во всех отношениях. Я не говорю, что дети в Ленинградской области находятся в неблагоприятном положении. Они находятся в преимущественном положении, но в меньшей степени, чем в других регионах.

Вторая гипотеза заключается в том, что Ленинградская область по плотности населения очень близка к Санкт-Петербургу, и в Мурино, например, возникают целые районы, что можно назвать своего рода экспериментом над детьми. В Москве мы видим лишь несколько пригородов, которые обогнали Китай по плотности населения на квадратный метр за счет строительства огромных многоэтажных зданий в пригородах.

Понятно, что дети не могут процветать в такой плотной застройке, где есть только квартиры. А в Ленинградской области таких густонаселенных домов очень много. В этом смысле на благополучие детей влияет та самая городская среда, которую делают урбанисты. Это всего лишь гипотеза, но все подобные гипотезы нуждаются в дальнейшем прицельном изучении. Таких аномалий очень много.

Этот показатель имеет практические последствия.

"Половина из них находится недалеко от своих районов". Впервые Россия измерила уровень благосостояния своих детей. Что эти результаты говорят о стране

Любая община, муниципалитет или школа может провести мониторинг благополучия детей, выявить свои пробелы и начать их устранять. Они сами добились этого. Помимо проведения этого мега-измерения, осенью мы объехали весь регион, чтобы встретиться с представителями местных властей и обсудить программы действий. В каждом регионе мы узнали много интересного. Однако есть и общие тенденции.

Первая заключается в том, что у детей очень низкая информированность о дополнительном образовании и низкие баллы. Это то, с чего я начал. Это характерно для всех регионов.

Вторая - дети не осознают, что их слушают дома. Другими словами, коммуникация внутри дома находится на низком уровне во всех регионах. Родители должны прекрасно общаться со своими детьми, но дети говорят, что родители с ними не общаются. Такое частое явление связано с возрастом. Конфликт между отцом и ребенком не отменяет никакого прогресса. Однако это точка роста, которая не требует дополнительных вложений и достаточно ощутима. Поэтому я убежден, что индекс благополучия представляет интерес в семье. Другими словами, нам нужно вести беседы, доверять и строить отношения с нашими детьми внутри семьи. Сейчас это не получается.

В-третьих, в нашей стране, в отличие от других стран, очень мало детей открыто говорят о своих достижениях.

"Половина из них находится недалеко от своих районов". Впервые Россия измерила уровень благосостояния своих детей. Что эти результаты говорят о стране

У нас есть культурная норма, согласно которой не принято говорить или хвастаться какими-то своими хорошими качествами. Но такая ложная скромность может стать угрозой для счастья. В конце концов, благополучный ребенок - это тот, кто понимает, что он делает, чего он достигает, а чего нет.

Поэтому рефлексы очень важны, и их нужно развивать и вкладывать в них. И вы видите, что у нас все наоборот. Предполагается, что по мере взросления дети становятся более рефлексивными, но у нас тенденция обратная. В младших классах дети больше говорят о своих достижениях, чем их старшие сверстники. Это общая черта для всех областей, что с возрастом эта позиция снижается.

На первый взгляд, это может показаться мелочью, но это очень важно. В прошлом году количество путешествующих детей сократилось. Наиболее пострадавшим регионом здесь является Калининградская область. Это связано с субъективным восприятием. Раньше этот регион был самым интегрированным в Европе, и дети много путешествовали. Однако в этом году все было очень строго, были серьезные ограничения. Поэтому калининградские дети наиболее ярко ощущают тот факт, что они не могут даже выехать за пределы своего региона.

Много ли в России детей, которые никогда не выезжали за пределы своего региона?

Очень много, почти половина. Но даже без детей мобильность в России очень низкая. Несмотря на разработанные программы и огромное количество денег и усилий, которые правительство вложило в развитие внутреннего туризма за последние два года, люди в нашей стране редко путешествуют. И это одна из причин снижения благосостояния семьи и человека.

"Половина из них находится недалеко от своих районов". Впервые Россия измерила уровень благосостояния своих детей. Что эти результаты говорят о стране

https://lenta.ru/articles/2023/01/24/happychildren/

Понравилась публикация?
8 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Наталья
Подписчиков 3956
сегодня, 18:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.7М
В нашей стране есть такое интересное понятие, как приобретательная давность. Оно подразумевает ...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Алгирон
Подписчиков 31
сегодня, 15:52
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг28.8к
Порождение архетипаВ конце мая в интернете появилось много публикаций, в которых утверждалось,...
Подробнее
Неинтересно
-7
10
Лебедева Светлана Васильевна
Подписчиков 409
сегодня, 13:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг674к
Пустая трата времени без России вот как можно охарактеризовать украинский саммит мира.Саудовская Аравия,...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Фрактал
Подписчиков 65
сегодня, 13:40
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг130.8к
В Нижнем Новгороде произошел шокирующий инцидент, который вызвал бурю негодования в местных пабликах.
Подробнее
Неинтересно
02:16
Поделитесь этим видео
0
4
Лебедева Светлана Васильевна
Подписчиков 409
сегодня, 13:28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг674к
Россия отрицает свою роль в трюке, в ходе которого у Эйфелевой башни появилось несколько гробов.
Подробнее
Неинтересно
0
2
Наталья
Подписчиков 54
сегодня, 12:13
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг8319
В современных условиях психологическое благополучие стало важнее, чем когда-либо. Постоянные изменения,...
Подробнее
Неинтересно
0
0