Исторический роман - самая противоречивая форма
Самая провокационная среда.
Самый непонятный жанр. Никогда не знаешь, где кончается история, и где начинается вымысел.
Факт — от вас ушла жена. История — как об этом рассказали ваши соседи.
Невнятный и неявный переход одного в другое, вот что делают писатели-историки.
При этом они (писатели-историки), такие как Морис Дрюон (мною чтимый), или наш Валентин Пикуль (мною не чтимый) по-умолчанию претендуют на правду в первой инстанции.
А это не так.
В Ленинграде в сталинские времена жил и работал академик Евгений Викторович Тарле. Человек, который знал и помнил всё; в какое платье была одета императрица Екатерина Великая в момент конкретного разговора с Григорием Потёмкиным, конкретного числа (поди-проверь). Выдающийся человек. Он писал предисловия к историческим романам, бывал консультантом на Ленфильме в исторических фильмах и т.д.
Однажды его пригласили на конференцию писателей-историков при Союзе Писателей СССР и в качестве гостя дали ему слово. Он вышел к трибуне и сказал: - «Дорогие писатели-историки, я, в отличие от вас, зная историю, не пишу о ней».
Где правда, а где писательский вымысел, определяет Он (писатель). А вы? А вы просто платите за его фантазии. Иногда очень даже искусные. И получаете удовольствие. Это хорошо, что вы получаете удовольствие, но при чём тут правда? При чём тут историческая правда?
И уж совершенный кавардак начинается тогда, когда вы споря с кем-то, отстаиваете позицию ссылаясь на произведение такого «историка», как на фактическую данность.
Это разные вещи; документалистика и вымысел (порой даже очень читаемый и приятный).
История-это факты, реально имевшие место.
Ловкие ребята полит-технологи крепко освоили эту поляну. Поглядите как виртуозно они крутят Историей так, как им выгодно…