Искусство оригами

Оригами, также называемое складыванием бумаги, искусство складывания предметов из бумаги для создания двухмерных и трехмерных объектов. Слово оригами (от японских oru [складывать] и kami [бумага]) стало общим описанием этого вида искусства, хотя некоторые европейские историки считают, что оно придает чрезмерное значение японскому происхождению искусства, которое вполне могло развиваться независимо по всему миру.
Хотя вырезание традиционно было частью оригами, большинство современных практиков, которых часто называют "складчиками", избегают вырезания (хотя оно по-прежнему используется в стиле Рокоан в соединенных журавликах). Большинство оригами складывается из квадратной бумаги и из одного листа. Однако могут использоваться прямоугольники и другие неквадратные листы, а в составном и модульном стилях оригами используется несколько листов (в одном изделии могут быть использованы даже сотни листов).
Изготовление моделей из бумаги может потребовать очень мало ресурсов и занять считанные минуты (или даже секунды). Сложные конструкции, с другой стороны, могут занимать часы. Некоторые папки предпочитают почти карикатурные изображения своих предметов, используя простые последовательности складывания, в то время как другие стремятся к очень точным изображениям, требующим передовых техник. Использование диаграммных знаков, символов и стрелок позволяет точно описать последовательность складывания и тем самым повторить ее, что означает, что этому виду искусства можно научиться независимо от языка.

Складчики обычно не соревнуются друг с другом, за исключением достижения новых высот творчества. Творческие конкурсы предполагают разную степень соревновательности. Энтузиасты обычно свободно делятся своими работами, хотя время, затрачиваемое на создание схем для каждого творения, означает, что у складчиков легко могут накопиться большие запасы неоформленных работ. В свете коммерческого использования оригами для защиты прав создателей был принят закон об авторском праве.
Стили
Оригами, как и другие виды искусства, имеет множество стилей. Наиболее распространенные из них включают:

1. Реалистичный: Создания, которые демонстрируют основные черты объекта, часто приводящие к сложным конструкциям с большим количеством шагов.
2. Минимализм: Творения, которые передают суть предмета с минимальными складками и с акцентом на простоту.
3. Модульные: Многочисленные геометрические "единицы", сделанные из нескольких листов бумаги, клапаны и карманы которых складываются друг в друга, образуя многоугольники или многогранники. Как правило, все листы складываются одинаково или небольшим количеством способов.
4. Композитное: Как и в модульном оригами, используется несколько листов бумаги, но в этом стиле каждый лист складывается по-разному, чтобы реализовать разные части предмета. Композитное оригами было одним из самых распространенных стилей в 1950-х и 60-х годах, но сегодня встречается относительно редко.
5. Практическое: Модели, которые имеют реальное применение в жизни, например, для использования в качестве конвертов, коробок, чашек, посуды и т.д.
6. Чистая страна: Концепция, предложенная Джоном Смитом из Англии, который предложил систему композиции, используя только квадратную бумагу и сгибы "горы" и "долины", в результате чего получаются модели, которые легко копировать.
7. Тесселяция: Техника геометрического складывания, при которой изображение создается за счет рисунка сложенных краев бумаги. Тесселяции часто периодичны (повторяются), могут быть плоскими или трехмерными, и многие из них демонстрируют дополнительную структуру, когда их подносят к свету. Неудивительно, что многие из ведущих практиков этой техники были математиками.
8. Мокрое складывание: Техника, изобретенная Акирой Йошизавой, при которой бумага содержит водорастворимый клей (известный как сизинг) и слегка смачивается перед складыванием. Влажность позволяет сложить бумагу в мягкие изгибы, которые затем становятся прочными, когда бумага высыхает.
9. Мятая: Техника, созданная Полом Джексоном и развитая Винсентом Флодерером, которая предполагает сминание бумаги перед складыванием. Эта техника позволяет создавать очень реалистичные органические формы.
История оригами
Написать исчерпывающую историю складывания бумаги практически невозможно, поскольку информация об этом виде искусства до XV века практически отсутствует. Существует множество правдоподобных утверждений о его происхождении и ранней истории, но большинство из них основано на малодостоверных документах. Многие исследования утверждают, что оригами было изобретено японцами около тысячи лет назад, но его корни вполне могут находиться в Китае. Также весьма вероятно, что до изобретения бумаги процесс складывания применялся к другим материалам, поэтому истоки рекреационного складывания могут лежать в ткани или коже. Безусловно, в Европе практика складывания салфеток и плиссировки ткани пользовалась большим уважением. Однако бумага оказалась идеальным материалом для складывания, поэтому логично предположить, что складывание бумаги последовало за открытием процесса производства бумаги.
Бумага была изобретена в Китае, и ее изобретателем традиционно считается китайский придворный чиновник Цай Лунь, хотя современные исследования показывают, что бумага была изобретена раньше. Однако известно, что Цай представил концепцию листов бумаги около 105 года н.э. Изготавливая бумагу из мацерированной коры деревьев, отходов конопли, старых тряпок и рыболовных сетей, он открыл гораздо более совершенный и дешевый способ создания поверхности для письма по сравнению с обычно использовавшейся тканью из шелка. Впоследствии навыки изготовления бумаги перешли в Корею, а оттуда в Японию через буддийских монахов к 610 году. Японские бумагоделатели еще больше улучшили качество бумаги, и ее качество должно было подходить для складывания, хотя до 1600 года не существует достоверных свидетельств оригами. В 1680 году поэт и романист Ихара Сайкаку в своем коротком стихотворении упоминает оригами из бабочек, показывая, насколько прочно вошло складывание бумаги в японскую культуру к тому времени. Одной из самых ранних известных книг по складыванию бумаги была "Sembazuru orikata" Акисато Рито (1797), в которой показано, как складывать связанных журавликов, вырезанных и сложенных из квадрата бумаги.
Немецкий педагог Фридрих Фребель (1782-1852), изобретатель детского сада, был ярым сторонником складывания бумаги и его образовательных преимуществ, и он способствовал распространению складывания бумаги по всему миру. С ним связаны три основных типа складывания бумаги: "Склады жизни" (базовое складывание, которое познакомило детей со складыванием бумаги), "Склады истины" (обучение основным принципам геометрии) и "Склады красоты" (более продвинутое складывание на основе квадратов, шестиугольников и восьмиугольников); знаменитая сложенная и сплетенная из бумаги звезда Фребеля, популярная рождественская поделка и украшение, была названа в его честь, но, скорее всего, была изобретена кем-то другим. Примерно в 1880 году фрёбелевские складки появились в Японии и японских школах, и именно в это время слово "оригами" стало использоваться для описания развлекательного складывания. Немецкий вклад в развитие складывания бумаги продолжился в первой вальдорфской школе Рудольфа Штайнера (1919) в Штутгарте, Германия, где особое внимание уделялось различным практическим занятиям, включая оригами, и в школе дизайна Баухаус (1919-33). Баухаус использовал складывание бумаги как средство обучения студентов коммерческому дизайну, а почитаемый учитель и художник Баухауса Йозеф Альберс был особенно искусен в создании куполообразных конструкций из плоских листов бумаги.
Испанский писатель и философ Мигель де Унамуно (1864-1936) также сыграл важную роль в распространении популярности оригами. Он был известным мастером складывания бумаги, которого можно было встретить в кафе, делающим бумажных птиц. Он рассказывал о складывании бумаги в многочисленных работах, в том числе в "Любовь и педагогика" (1902; "Любовь и педагогика"), и даже использовал ее как метафору для своих глубоких рассуждений о науке, религии, философии и жизни. Складывание бумаги распространилось и в Южной Америке, в основном благодаря работе аргентинского врача и мастера папок Висенте Солорсано Сагредо (1883-1970), автора самого полного руководства по складыванию бумаги на испанском языке. В Англии в 1937 году была опубликована основополагающая книга Маргарет Кэмпбелл "Изготовление бумажных игрушек", в которой содержалась большая коллекция конструкций оригами. Двумя годами позже бумажные флексагоны британского математика А.Х. Стоуна, чьи бумажные конструкции при правильном сгибании меняли свои грани любопытным образом, дали толчок как развлекательной, так и образовательной популярности складывания бумаги.
После Второй мировой войны интерес к оригами в Северной Америке возрос, и эта тема интенсивно изучалась, особенно фольклористом Гершоном Легманом в США. В 1955 году Легман организовал в Амстердаме выставку оригами японского мастера Акиры Йошизавы (1911-2005).

Йошизава считался выдающимся мастером своего времени, и его работы вдохновляли последующие поколения мастеров. Также в 1950-х годах Лилиан Оппенгеймер помогла популяризировать слово оригами и познакомить с ним американцев. Она основала Американский центр оригами в Нью-Йорке в 1958 году, использовала относительно новое средство телевидения для популяризации этого вида искусства и выпустила несколько книг по оригами вместе с детской артисткой и телезвездой Шари Льюис; как любила говорить Оппенгеймер, "почему японцы должны получать все удовольствие?". В 1960-х и начале 70-х годов американские мастера, такие как Фред Ром и Нил Элиас, разработали новые техники, позволяющие создавать модели невиданной сложности.
К концу 1980-х годов Дзюн Маекава, Фумиаки Кавахата, Иссей Йошино и Мегуро Тосиюки в Японии и Питер Энгель, Роберт Лэнг и Джон Монтролл в США еще больше усовершенствовали технику, вдохновив, например, на складывание существ и насекомых с множеством ног и антенн. В начале 1990-х годов Ланг разработал компьютерную программу (TreeMaker) для помощи в точном складывании оснований и еще одну (ReferenceFinder) для поиска коротких, эффективных последовательностей складывания для любой точки или линии в пределах единичного квадрата.
В мире существуют десятки обществ оригами. Особенно значимо Японское академическое общество оригами, которое является проводником многих самых инновационных конструкций в современном оригами.