Эволюция фгос
ЭВОЛЮЦИЯ ФГОС
Первое поколение государственных образовательных стандартов принято в 2004 году. Тогда основной целью являлся предметный результат, и во главу угла ставился набор информации, обязательной для изучения.
Второе поколение ФГОС разрабатывалось с 2009 по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных действий - метаумений, то есть способности школьников самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус внимания сместили на личность ребенка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности.
ФГОС третьего поколения, введенные с 1 сентября 2022 года, уточняют требования к обучающимся и школьным предметам, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит, а также вводят единые подходы к системе образования.
-Ирина Борисовна, день добрый! Прежде чем начать разговор о новом ФГОС, скажите пару слов о том, с чем мы подошли к 2022 году. Ведь насколько мы помним, модернизация российского образования на основе федеральных стандартов была начата еще в 2002 году. А последний ФГОС 2.0 действовал более 10 лет.
-Да, на сегодня мы имеем уже три разных концептуальных подхода к системе образования. В 2022 году впервые выпускались из школы дети, которые прошли полный цикл программы общего образования по стандартам 2.0. Главное их принципиальное отличие от стандартов первого поколения состояло в том, что наряду с освоением школьного предмета в приоритет было поставлено развитие личности и умений ребенка, и поэтому много внимания уделялось проектной и внеурочной деятельности.
Каждая школа формирует свои образовательные программы по пяти направлениям внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, общекультурное, интеллектуальное, духовно-нравственное и социальное.
При этом у нас широко используется модель сетевого взаимодействия смежных отраслей, когда в образовательном процессе задействованы учреждения дополнительного образования, культуры, спорта и среднего профессионального образования.
Для возмещения расходов на эту деятельность местным бюджетам за счет введения специального коэффициента был увеличен объем субвенции с 856,6 млн в 2018 году до 1,2 млрд в 2022 году.
Также стоит сказать, что внедрение ФГОС 2.0 на уровне среднего общего образования потребовало полностью перезагрузить систему профильного обучения в старших классах. В частности, стандарты поменяли подходы к содержанию этого образования, в котором теперь предусмотрено 5 профилей: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. Каждый из них включает обязательный набор профильных предметов и возможные элективные курсы.
Требования стандарта вводились поэтапно, для чего нами велась аналитика и постепенно нарабатывалась нормативная база. Как следствие, в прошлом учебном году лишь 4% старшеклассников не были охвачены обучением по профилям. В 2018-2019 годах эта цифра была 97%.
-В чем же ключевое отличие редакции ФГОС третьего поколения и как планируется его внедрять?
-Прежде чем говорить об отличиях, уточню, что каждый федеральный стандарт включает три вида требований: к структуре образовательных программ, к условиям реализации этих программ и результатам их освоения.
Так вот, ключевое отличие - это конкретизация. В новой редакции ФГОС каждое из перечисленных требований раскрыто и более четко сформулировано. При этом у школ есть право на вариативность: возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, по учебному предмету «Информатика» - это «умение создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык)». Второй иностранный язык теперь перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможностей учреждения.
Обновленный ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности. В этой связи уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. Например, с 1 сентября этого года реализуется такой курс внеурочных занятий как «Разговоры о важном».
Что касается внедрения ФГОС, то у нас на региональном уровне создана соответствующая нормативно-правовая основа и утвержден график перехода. Так, для обучающихся с первого по пятые классы стандарты введены уже в этом учебном году. На следующий год они коснутся всех классов, кроме одиннадцатых. Полностью завершить переход на обновленный ФГОС планируется в 2024-2025 учебных годах.
-Насколько мы готовы к реализации нового ФГОС в материально-техническом плане?
-Широкий спектр мероприятий по модернизации образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС, проведен в рамках национального проекта «Образование».
В общеобразовательных организациях, расположенных в небольших городах, крупных поселках и деревнях постепенно появлялись центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Сегодня для 35 тысяч детей открыто 109 таких центров. Первоначально они укомплектовывались для проведения информатики, технологии, ОБЖ и внеурочной деятельности. В последние годы был сделан акцент на оборудовании для лабораторий по химии, физике и биологии.
В коррекционных школах по проекту «Доброшкола» современным оборудованием оснащались не только учебные кабинеты и помещения для психолого-педагогического сопровождения, но и мастерские для проведения уроков технологии с особенными детьми. В этом случае трудовая подготовка помогает решать и задачи коррекции, и профессиональной ориентации воспитанников.
Школа № 39 г.Томска - Приобретено оборудование для современных мастерских: столярной (верстаки, станки), швейной (швейные и вышивальные машинки, оверлок, интерактивная доска, отпариватель), кабинета домоводства, гончарной и картонажно-переплетной мастерской (мини-типография), а также для кабинетов педагога-психолога, логопеда, учителя-дефектолога.
В рамках сетевого взаимодействия с системой профессионального образования реализуется проект «От Точек роста до мастерских профессиональных образовательных организаций», и ряд школьных занятий проводятся на базе лабораторий и мастерских организаций-партнеров.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» способствовал цифровой трансформации системы образования за счет закупки комплектов интерактивного оборудования. В первую очередь интерактивных досок, мультимедийных комплексов, последние несколько лет приобретались мобильные наборы «интерактивный класс» - ноутбуки и МФУ.
СПРАВКА
Учитывая возросшую нагрузку на кадры в связи с открытием «Точек роста», был рассчитан дополнительный объем субвенции местным бюджетам из областного бюджета:
в 2020 году - 58,9 млн рублей;
в 2021 году - 100,1 млн рублей;
в 2022 году-130,8 млн рублей.
Конечно, всех «острых углов» избежать невозможно. Но мы определяем для себя это не как проблемы, а как, так скажем, задачки для решения, которые перед нами стоят в ближайшей перспективе.
Например, федеральный перечень учебников, соответствующий требованиям обновленных ФГОС, был опубликован только 1 ноября 2022. Это не означает, что на следующий год нужно полностью заменить все учебники с первого по десятый класс. Предстоит поэтапный переход, и потребуется дополнительное финансирование на закупку учебников в следующем году.
Также потребуется дополнительное финансирование на дооборудование учебных кабинетов в ряде школ. Например, для реализации требований по учебному предмету «Технология».
Предстоит верифицировать цифровые образовательные ресурсы (такие как «Сетевой город»), а для реализации сетевых проектов на уроках и во внеурочной деятельности требуется стабильный высококачественный Интернет во всех школах региона, что не везде еще возможно.
Нельзя сбрасывать со счетов и кадровый вопрос. Потребуется массовое повышение квалификации учителей основной и средней школы и управленческих команд. Нужно ликвидировать дефицит педагогов-предметников и обеспечить кадрами муниципальные методические службы.
