Дьявол в деталях
Дьявол в деталях
Многие смотрели фильм из жизни высокой моды про то, что дьявол носит Pradа. Молодые девушки тогда, помню, восхищались словами главной героини, редактора модного журнала: «Этот свитер — не просто голубой, не лазурный, не бирюзовый, а небесно-голубой. И вам невдомек, что в 2002 году Оскар де ла Рента создал коллекцию платьев небесно-голубого цвета. А затем, кажется, Ив Сен-Лоран – коллекцию небесно-голубых френчей… И вскоре другие дизайнеры ввели небесно-голубой цвет в свою палитру».
Вот, оказывается, какие глубокие традиции у западной модной одежды от кутюр, думали мы.
Но однажды в парке «Околица» в Томской области проводили «Этнофорум». На подиуме показывали, помимо множества всего интересного, аутентичную, чудом сохраненную коллекцию домотканых юбок из какой-то пермской деревушки.
Оказывается, в русской деревне испокон веков ткали себе юбки из шерсти 5-6 цветов. Химических красителей в русской деревне позапрошлого века не было. Поэтому ткачихи соревновались даже не в фасонах (длина юбок была жестко регламентирована), а в составлении ритмической цветовой гаммы: у кого юбка будет ярче цветом, красивее узором, гармоничнее видом.
Столетиями – от бабушки к внучке - передавались технологии производства натуральных красителей, эффектные сочетания цветов, оптимальная толщина цветных волокон, предания о смелых экспериментах ткачих – удавшихся и неудавшихся.
Я смотрел на эту веками проработанную цветовую гармонию и, говоря «высоким штилем», чувство гордости пробирало меня. Потому что все эти ивсенлораны и деларенты с их небесно-голубым цветом в подметки не годились обычным русским деревенским девчонкам.
За нашими девчатами стояла вековая традиция, которая привязывает тебя к месту, времени и родине лучше, чем любые разговоры о скрепах.
Вы думаете, эта пермская деревушка была каким-то уникальным местом? Нет! На Руси практически в каждой деревне была своя одежда, свой способ ее ношения.
Русские люди узнавали на ярмарке, откуда гость по одежде: эти михайловские, а эти с Вычегды. Русская поговорка «встречают по одежке» – она не про дороговизну одежды или бренды, а как раз про географическую, родовую идентификацию человека, чьих он будет?
-Искоренение народной культуры и ее примитивизация было целенаправленным процессом по нивелировке российского человека, превращению его в человека глобального, - говорит известный исследователь народной культуры и теперь уже бывший томич Даниил Крапчунов. - Шло постепенное уничтожение преемственности поколений. Потому что человеком без родства, без корней легко манипулировать. Он ни за что не отвечает, ничего не решает.
