Праздники, выставки и будни
Замечательно, что в Томской области, одними из первых в стране, еще в жирные нулевые решили положить конец «нулевой идентичности» россиянина. Праздник Топора способствовал возрождению традиционных для России и Сибири промыслов: резьба по дереву, береста, кузнечное дело, гончарное ремесло… Даже двухлетний вынужденный перерыв не смог прервать традицию праздника народных ремесел.
В 2022-ом году Праздник Топора хоть и не досчитался международных мастеров, зато свои, родные приехали в избытке. Сегодня, когда в России особенно остро стоят вопросы кто мы, откуда, куда идем, каким богам и святым молимся, именно народная традиция, культурное наследие позволяет ответить на эти вопросы.
Очень жаль, что год нематериального культурного наследия в России и Томской области заканчивается. Потому что мы еще не успели описать, оцифровать и тысячной доли народного наследия. Очень хочется верить, что эта работа только началась и в стране, и в Томской области, где огромный исторический миксер смешал разные народы и культуры. На портале «Культура» в реестре нематериального культурного наследия народов России среди 500 статей всего три упоминания о томских чатах (малочисленная ныне общность обских татар) и лирические песни старожилов томского Приобья.
Не хочется думать, что многолетние фольклорные экспедиции томских филологов закончились безрезультатно. Результаты есть и требуют опубликования, аудиозаписи – оцифровки и публикации в сети интернет.
Исследователи отмечают, что в Сибири сложились уникальные свадебные и сельскохозяйственные обряды, исторические песни и песни-эпосы, которые были принесены в Сибирь многочисленными переселенцами из России, здесь пелись и чудесным образом сохранились.
Личный опыт: я помню, как мой отец, всю взрослую жизнь проживший в Сибири, вернувшись в родную Чувашию спустя тридцать лет, пел на гулянках песни, слышанные еще в своем детстве. Помню, как чувашские старухи плакали, потому что забыли эти песни и не поют их уже много лет.
Думаю, что такая же судьба у вятских, белорусских, украинских, немецких и многих других песен, которые были «приморожены» и потому сохранились в Сибири в прошлом веке. В Приобье поют не только старожилы.
