Фотография мужчины, позирующего с бутылкой кока-колы в 1981 году, символизировала культурный сдвиг в Китае.

Молодой человек улыбается в Запретном городе Пекина. Разгар зимы, и одна его рука глубоко засунута в карманы длинного пальто, чтобы защитить ее от холода. Другой схватывает безошибочные очертания стеклянной бутылки Coca-Cola.
Сегодня кока-кола является самым известным безалкогольным напитком в мире, и ее можно найти практически где угодно. Но еще в 1981 году, когда изображение было снято лауреатом Пулитцеровской премии фотографом Лю Хын Шингом, оно только что попало в руки простых китайцев.
Лю, которому было около 20 лет, когда он начал работать в журнале Time в Пекине, чувствовал, что страна стоит на пороге большого культурного сдвига после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году.
«Изменения (сначала) были незначительными, и если бы вы там не жили, вы бы их и не заметили», — вспоминал он во время интервью в своем доме в Гонконге.
Ранее он фотографировал людей, скорбящих по Мао Цзэдуну, на берегу Жемчужной реки в Гуанчжоу. Именно здесь он был поражен тем, насколько иначе люди вели себя по сравнению с тем, что он видел в конце 1950-х годов в Китае, где он вырос во время катастрофической кампании «Большой скачок вперед» — серии неудачной политики индустриализации — до возвращения в Гонконг. Как ребенок.
При Мао страна продолжала страдать от повсеместного голода и бедности, а также от бурных лет Культурной революции. Но после смерти китайского лидера, по словам Лю, «внезапно шаги людей стали немного легче, их плечи опустились, а лица стали более расслабленными».
Это оказался относительно либеральный период в истории Китая — политически, экономически и с точки зрения повседневной жизни, который Лю запечатлел в откровенных кадрах. На одной фотографии того времени были изображены пластический хирург и его клиентка после косметической процедуры. На другом изображены люди, собравшиеся у «Стены демократии» в Пекине, где они написали немыслимую критику правительства.
Один из самых знаковых снимков Лю был сделан по пути в бюро времени после того, как у него появилось странное ощущение, что чего-то «не хватает». Он развернул свою машину, и действительно, большой портрет Мао, который когда-то висел на видном месте здания, был только что снят. Он быстро снял кадры рабочих, собравшихся вокруг изображения покойного председателя, и в кадре были видны некоторые из их строительных лесов.
Это был Китай, «выходящий из тени Мао», сказал он.
«На вкус так себе»
В декабре 1978 года Coca-Cola стала первой иностранной компанией, получившей разрешение на выход на рынок материкового Китая после коммунистической революции. В том же месяце Пекин и Вашингтон объявили о нормализации китайско-американских отношений, а Дэн Сяопин своей политикой «открытых дверей» положил начало преобразующим экономическим реформам в Китае. (Coca-Cola впервые появилась в Китае в 1920-х годах, но была вынуждена уйти в 1949 году вместе с другими иностранными компаниями из-за правительства, которое считало ее буржуазной).
Лю сфотографировал открытие совместного предприятия по розливу в Пекине, запечатлев председателя Coke Роберто Гойзуэту и китайских торговых представителей, пьющих Coca Cola и держащих бутылки в воздухе под крики «ganbei» (ура). Затем он подумал про себя: «Теперь, где я могу найти (обычного) китайца, наслаждающегося этим (напитком)?»
Он направился в Запретный город с его большим потоком туристов и вскоре нашел человека по имени Чжан Вэй, который покупал кока-колу в маленьком киоске.
«Я помню, как он сказал, когда пил эту сиропообразную кока-колу: «На вкус так себе», — сказал Лю, который в итоге сделал несколько снимков на фоне одного из живописных павильонов императорского дворца.
Реакция на саму кока-колу, возможно, была не слишком впечатляющей, но снимок прекрасно передал любопытство и открытость, которые испытывали многие китайцы в то время.
«Как фотограф, я, конечно, понял значение. Этот человек, одетый в вездесущий плащ НОАК (Народно-освободительной армии), был одним из первых, кто попробовал его», — сказал он, добавив: «Но я не знал». Я не понимаю, что это станет частью коллективной памяти китайцев».
Изображение будет широко опубликовано и выставлено в последующие годы, а позже он подружился с Чжаном. В 1983 году он появился в фотокниге Лю «Китай после Мао», коллекции изображений, сделанных между 1976 и 1982 годами. Совсем недавно он включил его в свою книгу «Лю Хын Шинг: жизнь в красном море».
Фотограф продолжал документировать другие периоды и важные события в современной истории страны, в том числе репрессии на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. И точно так же, как фотографии молодых студенческих активистов, призывающих к демократии, фотография Лю, сделанная Coca-Cola, кажется частью другой эпохи.
С его очевидным стремлением к новому и иностранному — идеями, заключенными в этом самом американском из напитков — образ резко контрастирует с сегодняшним Китаем, где отношения с США находятся на рекордно низком уровне. Националистическая повестка Си Цзиньпина породила все более ксенофобское отношение к Западу.
«Я понял, что история, которую я написал в последней четверти 20-го века (будет) по-прежнему актуальна и в 21-м веке», — сказал Лю.
«Особенно с историей Китая я никогда не сомневаюсь, что эти фотографии остались в коллективной памяти китайцев.
«Несмотря на то, что это воспоминание постоянно редактируется… фотография хороша тем, что ее нельзя редактировать заново. Она становится изображением, выжженным в сознании людей».
Верхнее изображение: фотография 1981 года мужчины с бутылкой колы в Запретном городе Пекина, сделанная Лю Хын Шингом.