Андрей
Андрей Подписчиков: 334
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 69.6к

Как западные ученые упустили из виду русский империализм

3 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Слишком долго западная академия игнорировала наследие Российской империи и колонизации.

Как западные ученые упустили из виду русский империализм

Женщина с портретом Сталина возлагает цветы к его могиле в Кремлевской стене в годовщину его рождения, 21 декабря 2017 г.

Когда в феврале Россия начала полномасштабное вторжение в Украину, возникли дискуссии об имперском характере войны. Ученые, которые говорили об этом, были быстро уволены в некоторых западных академических и политических кругах.

Некоторые, особенно самопровозглашенные «антиимпериалисты», утверждали, что Россию «спровоцировали», и изображали сопротивление Украины как «западный имперский» заговор. Другие считали, что анализ российского империализма имеет провоенную, ястребиную повестку дня или является отражением узких этнонационалистических настроений.

Но для ученых постсоветского пространства — из мест, пострадавших от российской агрессии и империализма, — такая реакция вряд ли стала неожиданностью. Раньше их игнорировали и увольняли.

Дискуссии о русском империализме долгое время игнорировались, в то время как американский, британский и французский империализм изучались внимательно и тщательно. Это во многом связано с тем, как западные академические круги и в определенной степени политические элиты выбрали подход к Советскому Союзу и его возможному распаду.

От империи к «союзу»

Российские имперские амбиции восходят к XVI веку, когда Великое княжество Московское, или Московия, провозгласило себя третьим Римом, преемником Византийской империи и защитником всех православных христиан.

Русская имперская армия вела многочисленные войны на востоке, западе и юге, и к середине 19 века Россия стала крупнейшей сухопутной империей. Наряду с Британской, Австро-Венгерской и Французской империями она понимала и представляла себя европейской колониальной державой.

После Октябрьской революции 1917 года большевики провозгласили конец российской монархии и русского империализма, но они жестоко боролись за сохранение имперских границ России. Они отвоевали новообразованные независимые государства, такие как Украина, Грузия, Армения и Азербайджан, возникшие после распада Российской империи.

В начале 1930-х годов Иосиф Сталин принял русский национализм, основанный на старом имперском мифе о величии русского народа. Большевистская Москва сделала этнических русских самой привилегированной группой в Советском Союзе и отправила русских поселенцев заселять и контролировать нерусские регионы.

Чистка местных лидеров, насильственное переселение целых этнических групп и создание условий, которые привели к массовой гибели людей, были частью советской колонизации. Культура, языки и история нерусских народов подвергались пренебрежительному отношению, а русификация преподносилась как просвещение.

В то же время Советский Союз принял прогрессивный нарратив о предоставлении избирательных прав нациям, завоеванным Российской империей, и предоставлении им национальных прав в пределах Советского Союза. Многие в западных научных кругах купились на антиколониальный нарратив, который Москва пыталась продать, потому что они принимали официальные заявления за чистую монету и хотели верить в историю коммунистического антиимпериализма.

Действительно, большевики ликвидировали царскую аристократию, и люди, пришедшие к власти, были разного происхождения. Сталин, например, был этническим грузином и говорил по-русски с акцентом.

Для многих западных ученых это, по-видимому, означало, что он возглавлял постколониальное государство. Сосредоточив внимание на отдельных лицах и официальных декларациях, западная академия слишком часто упускала из виду тот факт, что Сталин был одержим сохранением имперских границ России и использовал тот же набор инструментов — этническую чистку, подавление инакомыслия, уничтожение национальных движений, предоставление привилегий русскому этносу и культуре — что и царская Россия. Используется для их обслуживания.

Советская колониальность была отвергнута еще и потому, что знания о Советском Союзе на Западе были руссоцентричными. Советский Союз часто называли просто Россией. Знаний о нерусских людях было мало. Нерусские эмигранты, бежавшие на Запад и писавшие о советской колониальности на личном опыте советского империализма, были отвергнуты как антисоветские консервативные идеологи.

Важно отметить, что Советский Союз также стал пространством проекций для тех, кто искал способы критиковать капитализм и западный империализм. Те, кто обвинял капитализм в угнетении, считали, что устранение капитализма положит конец всем формам угнетения. Для них Советский Союз был интернациональным проектом, принесшим равенство и свободу ранее порабощенным народам.

Насилие над различными нациями и этническими группами либо игнорировалось, либо рассматривалось как необходимое зло перехода к коммунизму.

Западная наука также в подавляющем большинстве была сосредоточена на советских метрополиях – Москве и Ленинграде. Они очень мало знали, если вообще знали, о советских перифериях, а это означало, что никто по-настоящему не понимал восстаний в Средней Азии, на Кавказе или в Прибалтике с конца 1980-х и кровопролития в Таджикистане, Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Южная Осетия, а затем Чечня.

Как отметил Рональд Грегор Суни, историк советского имперского государственного строительства, в интервью 2017 года: «До конца 1980-х никому не было дела до нерусских. Советология и советоведение [были] о центре и наверху — кто где стоял в Кремле, на мавзолее и так далее».

Поколение ученых, начавших изучать Советский Союз в конце 1980-х — начале 1990-х годов, также формировалось из личного опыта страны. Когда они приехали иностранными студентами в Москву, то встретили нищих людей. Пустые полки и повсеместная нищета делали россиян жертвами советского режима, а в финансовом отношении советская Москва казалась скорее европейской периферией, чем имперской метрополией, которую они ассоциировали с материальным достатком.

Распад без деколонизации

Волна деколонизации в Африке, на Ближнем Востоке, в Южной и Юго-Восточной Азии, начавшаяся после Второй мировой войны, сопровождалась жесткими академическими дискуссиями и изучением колониального наследия и инструментов насилия.

В отличие от этого, распад Советского Союза в 1991 году не привел к аналогичному изучению имперского наследия России.

Для метрополии Западной Европы и Соединенных Штатов Европа означала метрополию – место, из которого был колонизирован мир, а не место колонизации. Принятие колониальной истории внутри Европы не имело особого смысла, поэтому колониальная природа России оставалась неизменной.

В самой России преобладал нарратив о жертве. Русские научились видеть себя особой нацией, которая пожертвовала своим благополучием ради нерусских в Советском Союзе. «Давайте перестанем их кормить» — таким лозунгом русские объясняли решение Москвы отпустить колонии в 1991 году.

На Западе распад Советского Союза стал шоком. Многим — как в академических кругах, так и в политике — Михаил Горбачев нравился и считался героем, человеком мира. Они одобрили его реформы, положившие начало новой эре свободы слова.

Горбачев был мягок, открыт и демократичен в общении и казался хорошим партнером на следующие несколько десятилетий. Соединенные Штаты даже были готовы предложить ему помощь в реформировании страны; Политика США была против распада СССР.

Вот как поздно в 2016 году профессор Марк фон Хаген вспоминал тогдашнюю политическую атмосферу: «Опять же, Джордж Буш… защищал Горбачева до самого последнего возможного момента, потому что он и правительство Соединенных Штатов на том уровне, с несколькими несогласными голосами, хотели чтобы сохранить Советский Союз, потому что они так боялись сумасшедшего фашистского национализма, который, по их мнению, представляли украинцы».

Действительно, этот страх Запада перед хаосом, кровопролитием и даже ядерными инцидентами привел к восприятию движений за независимость на постсоветском пространстве как проявления деструктивного этнонационализма, а не естественного прогресса распада империи.

В то же время, поскольку официальный распад Советского Союза в 1991 году был организован Москвой централизованно, в сознании западных наблюдателей вопрос об имперском угнетении стал устаревшим. Идея о том, что Советский Союз был интернационалистским экспериментом, продолжала придерживаться, и его распад рассматривался как просто истекающий срок этого эксперимента.

Многие западные историки воспринимали его не как режим, стерший различные государства и национальные движения, а как политический проект, создававший и развивавший нации. Это весьма проблематично не только потому, что игнорирует историю национальных движений, имевших место до прихода к власти большевиков, но и противоречит идее формирования нации на основе народной легитимности.

Все же были исключения. Влиятельные работы таких историков, как Рональд Григор Суни («Месть прошлого») и Андреас Каппелер («Россия как многонациональная империя») указывают на жестокую политику большевиков по отношению к колонизированным народам и их сопротивление. Другие, такие как фон Хаген («Есть ли у Украины история?») и Тимоти Снайдер («Кровавые земли»), писавшие с точки зрения колонизированных, смогли правильно предсказать и предупредить об исторической преемственности и опасностях, которые Россия до сих пор представляет для этих народов.

Миф о Советском Союзе как государстве-строителе продвигал на Западе идею о том, что у России есть сфера влияния, «задний двор», куда она имеет право вмешиваться.

Вот почему западные академические и политические круги мало что говорили о геноцидных войнах, которые Борис Ельцин и его преемник Владимир Путин вели в Чечне. Вместо того, чтобы видеть людей, заявляющих о суверенитете и государственности, Запад с готовностью купился на их изображение чеченцев как бандитов, националистов и террористов. Поэтому имперские амбиции России в Восточной Европе — войну 2008 года с Грузией, аннексию Крыма и т. д. — они тоже не увидели как таковые.

Уже было некоторое признание того, что были допущены ошибки. Как недавно заметила профессор Сьюзан Смит-Питер: «Как исследователи России, мы должны провести тщательную моральную инвентаризацию, чтобы увидеть, почему мы принимаем точку зрения российского государства по умолчанию. Принимали ли мы какое-либо участие в прославлении российского государства, доведенного Путиным до патологической крайности? Наше поле по-своему участвовало в формировании Украины как государства без истории?»

Действительно, это так. И пора это исправить.

Чтобы понять Россию, нужно послушать тех, кто жил под российским колониальным господством. Чтобы понять бывшие и нынешние русские колонии, нужно слушать историков из этих мест и изучать их культуры, языки и истории, как письменные, так и неписаные. Чтобы оценить пути выхода из колониальных диктатур, нужно изучить успешные преобразования таких государств, как Украина. Для этого потребуется отбросить миф об «искусственной нации» и, наконец, увидеть Россию как империю.

Понравилась публикация?
5 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

В Москве намекнули, где пройдут следующие переговоры по Украине

20 и 21 декабря прошла встреча представителей российской и американской делегаций в Майами. Несмотря на то, что сторонники Украины всячески противостоят налаживанию процесса и мешают принятию мирного соглашения,...

В Москве намекнули, где пройдут следующие переговоры по Украине

20 и 21 декабря прошла встреча представителей российской и американской делегаций в Майами. Несмотря на то, что сторонники Украины всячески противостоят налаживанию процесса и мешают принятию мирного соглашения,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы