Требуются рабочие руки
ТРЕБУЮТСЯ РАБОЧИЕ РУКИ
Сегодня, по мнению муниципалитетов, как никогда остро стоит вопрос с кадровым обеспечением муниципальной службы. В частности, отмечаются такие проблемы, как частая смена кадров и нехватка квалифицированных специалистов. Данный вопрос в настоящее время актуален не только для сельских поселений, но и для городских округов.
Так, например, в администрации города Томска с 2016 по 2021 годы включительно показатель «текучесть кадров» увеличился в 1,5 раза. Причем рост этого показателя связан с увеличением числа увольнений по собственному желанию. Если в 2016 году из администрации города Томска и ее органов уволились 169 человек, то в 2021 году – 249 человек. Причиной такого оттока кадров из муниципалитетов является существенная диспропорция между объемом должностных обязанностей, уровнем ответственности и уровнем оплаты труда муниципальных служащих. В частности, муниципальная служба за последние годы стала малопривлекательной для молодых специалистов.
Так, на 1 января 2022 года доля молодежи (специалистов в возрасте от 18 до 35 лет) в кадровом корпусе муниципальных образований составляет 19,8%. Причем наибольшая доля молодых людей приходится на группу «муниципальные служащие» – 25,1%.
Наименьшее присутствие молодежи зафиксировано в группе «главы муниципальных образований» – 3,8%. Среди депутатов представительных органов муниципальных образований 10,5% приходится на молодых депутатов.
Вместе с тем в разрезе муниципальных образований кадровый состав органов местного самоуправления крайне неоднороден. Так, например, полное отсутствие молодых кадров отмечается в Ягодном, Батуринском, Новониколаевском сельских поселениях Асиновского района. По 2% – в администрациях Верхнекетского и Зырянского районах. В пределах 8-15% отмечается в Бакчарском, Каргасокском, Кривошеинском, Молчановском, Первомайском районах и ЗАТО Северск (12%). Наиболее высокие показатели зафиксированы в городе Томске (39%), Кожевниковском (34,1%) и Томском (46,2%) районах.
Согласно представленной муниципалитетами информации доля должностных лиц органов местного самоуправления, имеющих стаж муниципальной службы и приравненной к ней трудовой деятельности свыше 20 лет, колеблется от 10 до 35 процентов. При этом в ряде муниципальных образований, в большей мере это касается сельских поселений, отмечается отсутствие кадров с 20-летним стажем.
Получается, что накопленный специалистами администраций опыт при частой смене кадров не передается новым сотрудникам, возникают проблемы в процессе адаптации муниципальных служащих, и в целом снижается эффективность работы органов местного самоуправления.
В целях повышения кадрового потенциала органов местного самоуправления Советом муниципальных образований предложено рассмотреть вопрос о повышении заработной платы муниципальных служащих, а также последовательно реализовывать мероприятия, направленные на формирование более высокого статуса муниципального служащего и престижа муниципальной службы.
