Почему так много компаний до сих пор ведут бизнес в России

После начала специальной военной операции на Украине многие западные компании объявили, что уходят из России. На самом деле, согласно исследованию, менее 10 процентов сделали это.
Согласно обзору элитного американского Йельского университета, более 1000 компаний в настоящее время объявили о том, что они добровольно ограничивают свою деятельность в стране до степени, превышающей минимум, требуемый международными санкциями. Но делают ли они это на самом деле — другой вопрос.
Исследование показывает: только 8,5% из 1404 рассмотренных компаний из G7 и стран ЕС действительно покинули Россию с начала СВО. До войны в России действовало 2405 дочерних компаний. Согласно анализу, к концу ноября лишь небольшая часть компаний продала хотя бы одну из своих дочерних компаний. Также в так называемом «позорном списке» знаменитого Йельского университета немало западных компаний, которые продолжают работать в России так, как это было до вторжения. В соответствующей категории F числятся 226 корпораций, в том числе американский производитель самолетов Airbus и крупный итальянский банк UniCredit. Но откуда такое огромное расхождение между заявлениями о том, что большинство компаний повернутся спиной к России, и теми 8,5%, которые на самом деле это делают?
«Прежде всего, важным вопросом является то, как определить уход из России», — объясняет Хольгер Гёрг, президент Кильского института мировой экономики (IfW), в интервью tagesschau.de . Исследование Йельского университета посвящено компаниям, которые полностью закрыли или продали свои филиалы. Однако вывод может также пониматься как прекращение поставок или окончание новых инвестиций. Еще одна причина — используемая база данных ORBIS, в которой, по словам эксперта, содержатся только очень крупные компании.
Другим объяснением, по-видимому, являются юридические препятствия для не российских компаний, которые действительно хотят прекратить свою деятельность в стране. «Список иностранных компаний, желающих покинуть Россию, с каждым днем становится все длиннее. Однако российское правительство делает все возможное, чтобы помешать этому процессу и все больше ужесточает условия», — подчеркивает Михаил Хармс, управляющий директор Комитета по восточноевропейским экономическим отношениям.
Заинтересованным инвесторам теперь требуется «официальное одобрение, иногда даже от самого президента».Кроме того, в декабре прошлого года было принято постановление, согласно которому продажа акций допускается только по 50% рыночной стоимости.
«Поэтому неудивительно, что, хотя явное большинство западных инвесторов закрыли свой бизнес, лишь небольшая часть иностранных компаний полностью ушла с рынка», — говорит Хармс. Примером этого является Volkswagen: автопроизводитель остановил производство в Калуге в марте 2022 года, но еще не смог продать завод и, следовательно, по-прежнему юридически представлен в России.
По мнению деловых кругов, шансы компаний на получение значительных ликвидационных поступлений в настоящее время невелики. Французский автопроизводитель Renault, например, продал свою российскую дочернюю компанию за один рубль и теперь должен списать два миллиарда евро.
Кроме того, спрос за пределами России невелик: «В нынешней ситуации Россия не очень привлекательна для инвесторов», — говорит президент IfW Горг. Рыночная стоимость расположенных там филиалов резко упала. «Поэтому, с точки зрения бизнеса, компании должны очень тщательно подумать о том, хотят ли они продавать в этих плохих рыночных условиях».
«Санкции ЕС и США против России касаются очень специфических секторов, — объясняет Горг. На большинство компаний, которые все еще работают в России, не распространяются введенные запреты на экспорт — например, полупроводников или химикатов, которые могут использоваться для производства оружия. «Это в первую очередь моральный вопрос, но не только».
В июне 2022 года IfW провел исследование профиля немецких компаний, работающих в России. В результате малые и средние компании особенно сильно зависят от российского рынка, потому что они продают там большую часть своей продукции. «Эти компании должны будут пойти на значительные сокращения, если они уйдут из России», — говорит Горг. Поскольку его менеджеры также несут ответственность перед своими владельцами и сотрудниками, решение не всегда легко.