Cамая уникальная JRPG — обзор Valkyrie Profile: Lenneth
Square Enix сделала фанатам Valkyrie Profile предложение, от которого сложно было отказаться: пообещала включить в deluxe-издание Valkyrie Elysium порт первой части серии. Хотя никаких изменений и улучшений в нем не было — игра буквально шла через эмулятор PSP, — к назначенной дате релиза, 11 ноября 2022 года, он каким-то чудом не поспел. Вместо того, чтобы отложить и доделать бестолковую Elysium, Square Enix перенесла выход подарка на три месяца. В итоге Valkyrie Profile: Lenneth появилась на современных платформах в декабре — и после нее вспоминать об игре, к которой она шла довеском, уже не хочется. Тем более, что приобрести Lenneth можно и отдельно.
Первый релиз Valkyrie Profile состоялся на рубеже тысячелетий. Эпоха PS1 подходила к концу, и жанр JRPG был на пике популярности. Вдохновившись успехом Final Fantasy, практически каждый японский издатель старался выпустить собственную ролёвку, но превзойти Square никому не удавалось.
Впрочем, создатели Valkyrie Profile были не подражателями, а первопроходцами. Издательство Enix выпускало серию Dragon Quest, заложившую каноны жанра, а студия tri-Ace была основана авторами серии Tales of, партийной JRPG с боями в реальном времени. К концу 90-х они уже успели закрепить успех двумя частями Star Ocean, во многом продолжавшей идеи Tales of, и решили создать что-то совершенно необыкновенное.
В типичной JRPG герой — простой человек, который в итоге даёт по носу богам или какой-нибудь ещё космической дичи. В Valkyrie Profile же мы выступаем на стороне богов: грядёт Рагнарёк, и Один призывает валькирию Леннет, чтобы она собрала по всему Мидгарду эйнхериев — души смелых воинов — для финальной битвы.
Стоит сразу оговориться, что с первоисточником Valkyrie Profile обходится очень небрежно и переиначивает его на свой лад. Тут противники асов в финальной битве — почему-то ваны, Один — вообще полуэльф, да и выглядят все как анимешные персонажи, а не как суровые скандинавские бородачи.
Как и полагается JRPG, в Valkyrie Profile есть карта мира, есть города с NPC и подземелья с монстрами. Только большого путешествия по Мидгарду не будет: Леннет, конечно, может перевоплотиться в простую девушку, посетить поселения и побеседовать с их жителями, но делать это, по большому счёту, незачем. Ведь мирские дела богам неинтересны, а Леннет умеет летать — и способна в любой нужный момент оказаться в нужной точке мира. Например, там, где кто-то готовится расстаться с жизнью.
Львиную часть нарратива Valkyrie Profile составляют короткие истории разных персонажей, заканчивающиеся одинаково — их смертью. Дворянин, готовый отдать жизнь, чтобы спасти возлюбленную; верный рыцарь, преданный своей же страной; самурай, отправившийся сразить демона, но ставший демоном сам… Горестнее судеб самих героев лишь удел тех, кого они оставили позади.
Погибших берёт под своё крыло Леннет — они становятся эйнхериями, призрачными бойцами, которых она призывает к себе на помощь в сражениях со всевозможной нечистью. Бои проходят в пошаговом формате: раз за ход каждый из четырёх персонажей может атаковать, защищаться или применять предметы (или магию, если он ей обучен). Атака у каждого героя — это серия от одного до трёх ударов, которые при желании можно настроить по вкусу. Удары эти имеют не только разную мощь, но и разную продолжительность анимации, траекторию и отталкивающую силу: одни способны подбросить противника вверх, другие бьют точно по прямой, третьи подтягивают, а затем отшвыривают.
Управление каждым персонажем назначено на одну из четырёх основных кнопок контроллера — и задачей игрока в каждый ход становится подгадать тайминг активации этих атак, чтобы все удары достигли цели. Просто бить по очереди — плохая идея: враги очень любят ставить блок, шансов пробить который немного (поэтому начинается нападение обычно с неблокируемых заклинаний). Плюс каждый удар копит быстро уменьшающуюся шкалу, наполнение которой позволит участникам комбо сделать мощнейший суперудар.
Необычны в Valkyrie Profile не только нарратив и боевая система, но и буквально всё остальное. Так, подземелья тут предстают в виде двумерного паззл-платформера. Встретившись с врагом, его можно заморозить, чтобы не попасть в бой, или же ударить мечом, чтобы получить инициативу. В конце каждого подземелья после победы над боссом Леннет найдёт мощнейшие артефакты, но Один потребует их себе — и если расстраивать его слишком много, он может и разгневаться.
Избежать божественной кары можно отправкой своих эйнхериев в Асгард: для этого нужно их снарядить как следует, чтобы они не погибли в войне богов, и прокачать нужные навыки и человеческие качества. Вся игра поделена на восемь глав, в каждой из которых у Одина будут новые требования к рекрутам. Между главами можно справиться о ходе войны с ванами и подвигах отправленных в Валхаллу эйнхериев. Хорошую службу Один вознаграждает очками, за которые Леннет может создавать предметы и экипировку: богам никакие магазины не нужны!
каждой главе Леннет доступны несколько новых героев и подземелий: она открывает их на карте мира медитацией. Чтобы получить героев, достаточно просто прилететь «по адресу» и посмотреть продолжительную сценку (к несчастью, запал авторов игры явно выдыхается, и чем дальше, тем короче истории). В подземелья можно возвращаться ради дополнительной прокачки (без перезахода враги в них не восстанавливаются). Но каждое действие, будь то медитация или визит в мирную или опасную локацию, требует времени, которого в каждой главе ограниченное количество. Рагнарёк не ждёт.
Valkyrie Profile уникальна даже своей визуальной составляющей. Подавляющее большинство игр для PlayStation изо всех сил пыталось бравировать своей трёхмерностью и в результате очень плохо состарилось. «Валькирия» же вся выполнена в потрясающем 2D с невероятным количеством портретов и кадров анимации. Она, пожалуй, была самой красивой игрой для PS1.
Наверное, никогда больше с тех пор не выходило столь же необычной во всех отношениях JRPG — и при этом не копеечной инди, а дорогой работы крупной студии. И сейчас, через 23 года после своего релиза, Valkyrie Profile способна и удивить красотами, и тронуть историями, и увлечь необычным геймплеем.
С ним, правда, есть ряд проблем: как и большинство игр из 90-х, Valkyrie Profile страдает от дисбаланса и чрезмерной неочевидности многих механик. Хорошую концовку, например, без подсказок получить почти невозможно. На высокой сложности (единственной, на которой доступен эндгейм) головоломки в подземельях способны сломать чёрту обе ноги и хвост впридачу. Если не освоите продвинутый крафт, останетесь без крутейших предметов. Если освоите — мгновенно сломаете игру, потому что новая экипировка тут на порядок (без преувеличения — раз в десять) сильнее старой.
Вслед за экипировкой под конец игры диспропорционально круче становятся и боссы, получая возможность снести одним заклинанием всё здоровье вашей команде. На счастье, в игре можно найти умение Guts, позволяющее пережить фатальную атаку, и Auto Item, благодаря которому персонажи раскидывают лечилки и воскрешалки. Остальные умения на их фоне полностью обесцениваются, а каково тем, кто не нашёл жизненно важный навык в одном из сундуков в каком-то подземелье, не хочется и задумываться.
Впрочем, эти проблемы легко «лечатся» использованием гайда: так вы и на головоломках страдать не будете, и не пропустите никакой контент, как бы разработчики ни силились его спрятать. А с непосредственным прохождением контента помогут новые фишки, добавившиеся в свежем переиздании. Сама по себе Valkyrie Profile: Lenneth — это PSP-версия игры, отличающаяся от оригинала только широкоформатным разрешением (то есть урезанными по вертикали декорациями) и наличием CG-заставок (которые не очень хорошо состарились) вместо анимешных роликов с PS1. Однако она идёт через эмулятор, в который встроены быстрые сохранения (до пяти штук) и возможность отмотать время назад. То есть, если вы случайно врезались во врага или промахнулись при платформинге, совершенно необязательно терять лишнее время. Вжух, и вы вернулись к безопасному моменту до совершённой ошибки, даже если не сохранялись там. Это невероятно удобно и очень балует, после такого хочется отматывать свои ошибки и во всех остальных играх!
Valkyrie Profile: Lenneth — уникальная, ни на что не похожая игра, проходить которую в новом переиздании стало ещё удобнее. Она затмевает собой и Valkyrie: Elysium, и почти все остальные JRPG последнего времени, так что если вас хоть в какой-то мере интересует этот жанр, пройти её вы обязаны. А Square Enix хочется пожелать сделать не менее удачные переиздания двух других частей Valkyrie Profile, выходивших на PS2 и Nintendo DS, — ведь и они тоже заслуживают всяческих похвал.