2022 год оказался успешнее эпидемии для российского телеком-рынка.
Подводить итоги в конце года принято. У некоторых даже есть планы. Мы воздерживаемся от первого и второго, но коллеги TMT Consulting опубликовали краткое исследование по российскому телекоммуникационному сектору, которое мы считаем весьма полезным. Что ваши коллеги взвесили?
Рынок снизился, но несмотря на это, показатели роста в этом году выше, чем показатели по пандемии 2020 года, на уровне 1,5% против 0,5% соответственно. Мы не находим в этом ничего необычного, потому что всем еще нужно общаться, количество услуг увеличивается, трафик увеличивается, а верхних пределов нет. Было бы также странно, если бы рынок снизился. Сослуживцы упоминают два фактора противодействия. С одной стороны, значительная часть экономически активного населения бежала из страны, что сказывалось на прибылях операторов. С другой стороны, Министерство цифровой промышленности разрешило повышать тарифы на темпы инфляции в начале года (хотя в некоторых случаях это разрешение было забыто).
В результате рынок мобильной связи расширился на 3,5%.
Вторая новость - это остановка некоторых платных телевизионных и бытовых интернет-услуг. С первым все очевидно - конвергентное ценообразование, при котором широкополосное соединение эффективно становится частью нагрузки для мобильной связи, каннибализует выручку. Во-вторых, все менее ясно, потому что коллеги по работе по-прежнему утверждают, что платное телевидение - это IPTV и спутниковое, а телевидение в онлайн-кинотеатрах, похоже, не просматривается.
Мы понимаем, что объединение всей этой информации в одно число и выяснение того, как вычислить оба эти значения, является сложной задачей. Но мы надеемся, что к следующему году больше не будет разговоров о том, что делают кабельные компании или провайдеры спутникового телевидения. Весной мы узнаем в CSTB, который состоится.