Мысли и исследования системы территориального планирования в новую эпоху. ч.1
Аннотация
Пространственное планирование является основным требованием и важной инициативой в строительстве экологической цивилизации в Китае, и соответствующая работа находится в процессе постепенного улучшения и совершенствования. Исходя из потребностей природной среды, урбанизации и благосостояния человека, в данной статье рассматриваются содержание и технические направления текущего пространственного планирования в Китае на национальном, региональном и местном уровнях, в надежде, что это принесет пользу текущей практике планирования и послужит ориентиром для дальнейшего совершенствования системы пространственного планирования и технических маршрутов в Китае.
Экологическая цивилизация и система территориального планирования Китая
Система территориального планирования - это конкретная практика материализации идеи экологической цивилизации в новую эпоху
Идея экологической цивилизации стала основной реформой китайской философии и института развития после 18-го Всекитайского съезда КПК. Эта идея была предложена в Китае еще в 2007 году, а пять лет спустя она была возведена в ранг руководящего принципа китайской философии и деятельности в области развития. В последние годы, с предложением модернизированной системы управления и принятием Комплексного плана институциональной реформы экологической цивилизации, обогатились идеи и практика укрепления экологической цивилизации, которая стала центром будущего устойчивого развития Китая.
На пятом пленуме ЦК КПК 19-го созыва было отмечено, что китайская экономика и стремление людей к лучшей жизни вступили в стадию высококачественного развития, когда экологическая среда стала оказывать значительную поддержку. С точки зрения экономического и промышленного развития, в центре внимания государства находится сбалансированность отношений между производством, жизнью людей и экологической средой, поддержание основной государственной политики ресурсосбережения и охраны окружающей среды, а также реализация этой политики в пространственном и промышленном развертывании. С точки зрения, ориентированной на человека, в связи с новым принципиальным спором между постоянно растущими потребностями китайского народа в лучшей жизни и реальностью несбалансированного и недостаточного развития, китайский народ в настоящее время обеспокоен качеством среды обитания, в том числе экологической среды. Развитие экологической цивилизации охватывает управление территориальными пространствами во многих аспектах.
Центральной задачей системы территориального планирования является достижение высокого уровня управления, качественного развития и высокого качества жизни, при этом экологическое развитие должно быть поставлено во главу угла.
На третьем пленарном заседании ЦК КПК 18-го созыва было предложено создать в государстве систему территориального планирования. В Комплексном плане институциональной реформы экологической цивилизации, представленном в 2015 году, создание системы территориального планирования рассматривается как одна из основных задач. Поэтому не только отправной точкой, но и главной целью системы территориального планирования является постановка экологического развития на первое место, на основе чего будут предприняты усилия по выполнению трех основных задач: управление на высоком уровне, высококачественное развитие и высокое качество жизни.
Для достижения высокого уровня управления необходимо приложить усилия для обеспечения согласованного развития "гор, рек, лесов, полей, озер и трав", городских и сельских районов.
При нынешнем режиме развития урбанизация Китая сталкивается с такими проблемами, как ограниченность ресурсов, загрязнение окружающей среды и ухудшение экосистемы. В "Национальном планировании городской системы (2006-2020)" (Министерство жилищного строительства и развития городских и сельских районов и Китайская академия городского планирования и дизайна, 2010) Китайская академия городского планирования и дизайна ("CAUPD") подсчитала, учитывая уклон, воду, осадки и т.д., что около 20% из 9,6 миллионов квадратных километров территориального пространства могут быть заселены людьми, при этом менее 9% земли могут быть использованы для городского строительства из-за существования сельскохозяйственных районов, лесов и болот. Такова реальная ситуация в Китае и основная причина, по которой нам необходимо управление на высоком уровне.
Будущее развитие территориальных пространств должно исходить из понимания того, что "горы, реки, леса, поля, озера и травы" и пространственная структура городских и сельских территорий должны формировать общую жизненную общность, работать над повышением уровня управления, уважать природу, следовать пути природы и защищать природу. Только так мы сможем принести подлинное счастье людям, построить по-настоящему красивый Китай и помочь стране оставаться конкурентоспособной.
В своем территориальном планировании Наньчана CAUPD уделил большое внимание биоразнообразию. Анализируя и изучая взаимодействие между водно-болотными угодьями и городом, он предложил различные стратегии планирования, такие как зона гидроколебаний и кормовая база, чтобы защитить среду обитания птиц и обеспечить рациональное и устойчивое использование и управление природными ресурсами. При разработке планов для водно-болотного угодья Цаохай в Вэйнине, провинция Гуйчжоу, которое является местом зимовки с самой высокой плотностью естественной популяции черношейных журавлей, находящихся под угрозой исчезновения, CAUPD изучил и рассчитал строительство инфраструктуры именно с точки зрения черношейных журавлей, чтобы гарантировать сосуществование человека и природы.
Для содействия высококачественному развитию необходимо приложить усилия для повышения эффективности и результативности использования территориальных пространств.
В ближайшие 30 лет Китай будет продолжать развивать урбанизацию соответствующими темпами. Если городское развитие продолжит бесконтрольно расползаться, потребление энергии и ресурсов и масштабы строительства станут беспрецедентными. Столкнувшись с такими вызовами, как острый конфликт между спросом и предложением энергии на международном рынке и многократно возросшее давление глобальных выбросов парниковых газов, генеральный секретарь XI Цзиньпин на Саммите по климатическим амбициям, который состоялся 12 декабря 2020 года, пообещал, что Китай увеличит свой национально обусловленный вклад в решение проблемы глобального изменения климата, достигнув пика выбросов углекислого газа до 2030 года и углеродной нейтральности до 2060 года; и что к 2030 году Китай снизит выбросы углекислого газа на единицу ВВП более чем на 65% по сравнению с уровнем 2005 года, увеличит долю неископаемых видов топлива в потреблении первичной энергии примерно до 25%, увеличит объем лесных запасов на 6 миллиардов кубических метров по сравнению с уровнем 2005 года и доведет общую установленную мощность ветровой и солнечной энергетики до более 1. 2 миллиарда киловатт. Эти цифры говорят о том, что Китай как никогда решительно и мощно продвигает комплексную "зеленую" трансформацию экономического и социального развития в процессе содействия высококачественному развитию, а территориальные и городские пространства представляют собой важнейшее поле битвы для "зеленого" развития Китая в области энергосбережения и сокращения выбросов.
Однако на современном этапе экстенсивный способ пространственного развития городов и неэффективное использование строительных земель привели к несбалансированному распределению территориальных пространственных ресурсов и значительно усугубили давление на ресурсы, окружающую среду и экосистему. Возьмем в качестве примера строительство новых городских районов. Согласно данным CAUPD, к 2018 году в Китае насчитывалось более 3800 новых городских районов, включая 19 новых районов государственного уровня, 552 зоны развития государственного уровня, 1 991 провинциальную зону развития и 1 284 новых городских района ниже провинциального уровня. Средний уровень завершения строительства этих новых городских районов составляет 55%. По отдельным расчетам, средний уровень завершения строительства новых районов на уровне штата, зон развития на уровне штата, провинциальных зон развития и функциональных новых поселков составляет 55,5%, 47%, 39,5% и 29,7% соответственно. Необходимо срочно повысить эффективность и результативность использования территориальных пространств.
Чтобы вести качественную жизнь, необходимо приложить усилия для улучшения качества предложения территориальных пространств.
После 19-го Всекитайского съезда Китай оказался на новом этапе развития. Основной проблемой, стоящей перед китайским обществом, является разрыв между несбалансированным и неадекватным развитием и растущими ожиданиями людей в отношении лучшей жизни, а урбанизация также переходит от быстрого роста к высококачественному развитию, то есть от традиционной урбанизации земли и вещей к новой урбанизации, ориентированной на людей, в которой урбанизация продвигается за счет удовлетворения потребностей людей. Главной задачей в обеспечении территориальных пространств является создание высококачественной среды проживания для привлечения квалифицированных кадров и сбора людей, а также создание системы городского общественного обслуживания, чтобы помочь сельскохозяйственным мигрантам стать городскими жителями.
Во всем мире в странах и городах с ВВП на душу населения более 10 000 долларов США наблюдается переход от стремления к экономическому росту к стремлению к человеческому счастью. Крупные города мира взяли на себя обязательство работать на благо счастья людей, создавать благоприятную для жизни среду и содействовать устойчивому развитию. Некоторые мировые города, хотя и не являются крупными по объему экономики, славятся своей средой обитания и качеством жизни. Окружающая среда и ландшафт, создание общественного пространства, удобство передвижения, культурная атмосфера, жилье и услуги, а также общественное строительство - это то, что волнует эти города больше всего.
Благодаря своим проектам в Нанкине, Ханчжоу и Чэнду, CAUPD обнаружила, что качество жизни и неповторимое очарование города имеют решающее значение для привлечения квалифицированных кадров, и многие регионы и города будут стремиться к характерному и дифференцированному развитию, прилагая усилия в таких областях, как культура, творчество, туризм, уход за пожилыми людьми, бизнес, логистика и органическое земледелие. В ходе этого процесса экологические зеленые зоны, способность к инновациям, культурное развитие, качество жизни, а также устойчивость и безопасность станут ключевыми факторами конкурентоспособности в новой волне городского развития.
Ключевые моменты системы территориального планирования Китая в новую эпоху
Территориальные пространства имеют множество атрибутов, среди которых наиболее важными являются экономические, социальные и экологические атрибуты. За последние три десятилетия произошли значительные изменения в направлении и подходе к управлению Китаем, что выражается в изменении территориальных пространств страны от экономического роста на первом месте, равного внимания к экономике, обществу и окружающей среде, и, наконец, к экологическому развитию на первом месте, включая социальное и экономическое развитие, в новую эпоху.
В настоящее время в Китае система территориального планирования была создана на национальном, провинциальном, муниципальном, уездном и городском уровнях и подразделяется на три категории: генеральный план, детальный план и специальный план. Тем не менее, вся система все еще находится в процессе реконструкции и требует постоянного совершенствования, и необходимо больше обсуждений для конкретной работы и методов работы. Основываясь на практике планирования в CAUPD в последнее десятилетие, автор высказывает некоторые мнения ниже.
Мы должны объединить развитие ресурсов и окружающей среды в масштабах страны с урбанизацией и подчеркнуть роль национального территориального планирования в руководстве национальной политикой урбанизации.
Национальное территориальное планирование является верхним уровнем проектирования системы территориального планирования и играет незаменимую роль в политике урбанизации страны. Из двух исследований планирования национальной городской системы CAUPD вынес одно: национальное территориальное планирование - это сложный и систематический проект, в который вовлечены многочисленные ведомства и области, и, как наиболее важный для стран подход к достижению скоординированного развития экономики, общества, окружающей среды и региона, оно является основной функцией центрального правительства и основой национального городского и сельского планирования.
В двух словах, основное содержание двух изданий национального планирования городской системы, опубликованных CAUPD, заключается в том, как помочь Китаю оставаться конкурентоспособным в устойчивом развитии, в частности, в пяти областях: природа, люди, общество, население и сеть поддержки, основанная на ресурсах и окружающей среде.
В исследовании по планированию национальной городской системы (2005) CAUPD вносит следующие предложения: уточнение защиты и управления ценными ресурсами на разных уровнях на основе устойчивого развития городов и поселков; определение конкурентоспособных на международном уровне городов и районов в контексте экономической глобализации; определение ключевых районов урбанизации на основе научного прогнозирования роста и потока населения; создание нового механизма региональной координации на основе регионального совместного развития; создание динамичной множественной структуры городского пространства на основе неопределенности развития; содействие изменению способа экономического роста городов под руководством новой индустриализации; создание системы планирования, объединяющей три категории планов на основе эффективного управления пространством; создание аналитического центра городского пространственного планирования для принятия обоснованных решений по планированию. Основная идея заключается в том, чтобы интегрировать развитие ресурсов и окружающей среды в масштабах страны с урбанизацией, а также содействовать стратегическому руководству политикой урбанизации Китая и разумному использованию территориальных пространственных ресурсов путем активизации усилий по защите ресурсов, содействию развитию, управлению пространством и институциональным инновациям.
В рамках исследования планирования национальной городской системы в 2015 году CAUPD проводил свою работу по шести аспектам.
(1)
Он создал всеобъемлющую и открытую городскую пространственную модель, подчеркивая открытость, сетевое взаимодействие и многоцентровость, от внутреннего к внешнему, от восточного к западному, координацию суши и моря и укрепление пограничных районов.
(2)
Сформулирована региональная стратегия, включающая стратегическое планирование запада, омоложение северо-востока, интеграцию прибрежных районов и соединение востока, середины и запада.
(3)
Она определила дифференцированную пространственную структуру городов, классифицировав четыре типа регионов в соответствии с пригодностью условий жизни людей и несущей способностью ресурсов и окружающей среды.
(4)
Он вынес стратегические суждения на разных уровнях и в рамках разных регионов и групп, чтобы ответить на вопрос "откуда приходят люди и куда они уходят".
(5)
Она разработала стратегии урбанизации, основанные на людях и местных условиях, уделяя особое внимание стратегиям, касающимся трех типов мигрантов, т.е. "упорядоченное содействие урбанизации сельскохозяйственных мигрантов по провинциям, гарантирование урбанизации сельскохозяйственных мигрантов за пределами уезда и в пределах провинции в соответствии с принципом близости, и поддержка урбанизации сельскохозяйственных мигрантов в уезде в соответствии с принципом близости".
(6)
В нем подчеркивается идея "восстановления баланса", при этом акцент делается на конкурентном развитии городских кластеров и на развитии очаровательных характерных районов. Он также инициировал создание "национальной очаровательной живописной зоны".
Планирование 2015 года унаследовало идею и понимание планирования 2005 года, при этом основное внимание по-прежнему уделяется интеграции развития ресурсов и окружающей среды в масштабах страны с урбанизацией. Между тем, в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми страной к развитию, были проведены новые исследования и сформированы новые идеи относительно влияния и ценности ресурсов и окружающей среды, урбанизации и потока населения, а также несбалансированного регионального развития.
Исследования планирования городской системы, проведенные в 2005 и 2015 годах, охватывали различные этапы развития территориальных пространств и урбанизации в Китае, однако идея интеграции развития ресурсов и окружающей среды в масштабах страны с урбанизацией осталась, а эффективная стратегическая направляющая роль национального пространственного планирования в политике урбанизации страны в различные периоды была подчеркнута и привлекла большое внимание.
Что касается национального территориального планирования с точки зрения экологической цивилизации в новую эпоху, мы считаем, что следует придерживаться идеи интеграции развития ресурсов и окружающей среды в масштабах страны с урбанизацией. Отмечая ограниченность ресурсов и экологической среды на всем территориальном пространстве, защищая ценные ресурсы, которые могут повлиять на национальные интересы и помочь поддержать общее качество среды проживания людей, мы должны также осознавать реальность того, что Китай сейчас имеет дело с внутренними и международными рынками и ресурсами, общую оценку прогресса экономики и урбанизации Китая, а также необходимость предотвращения и исправления неудач рыночной экономики. Мы можем повысить нашу международную конкурентоспособность за счет пространственного развития.
Продолжение читайте во второй части - ч.2