Должники гениального инженера
Должники гениального инженера
Многие историки нынешние времена определяют как эру углеводородов. Колоссальный размах энергетики, автомашины и механизмы, пластмассы и продукты химии – всё это невозможно без нефтепродуктов.
Кому человечество обязано своим технологическим развитием в энергетике хорошо известно – русскому инженеру В.Г. Шухову. В 1981 году В. Шухов вместе с С. Гавриловым открыл и запантетовал процесс крекинга, позволяющий разделять нефть на фракции: бензин, керосин, солярку, мазут и т.п. До применения крекинг-процесса из нефти добывали лишь керосин для осветительных приборов, всё остальной сливали в отвалы. К великому сожалению, в нашей стране инженера Шухова большинство людей знают только по его архитектурным сооружениям.
Появление и развитие высотного строительства в России неразрывно связано с именем Владимира Григорьевича Шухова. Строго говоря, ограничивать деятельность гения, включённого в список 100 самых выдающихся инженеров всех времён и народов, рамками высотного строительства абсолютно неправильно.
Шухов разрабатывал паровые котлы, трубопроводы, нефтяные резервуары, нефтеналивные баржи, газгольдеры, водонапорные башни, элеваторы, канатные дороги, дебаркадеры и мины, заводы-холодильники и маяки, форсунки для печей и насосы, паровые котлы и нефтеперегонные установки, мачты и башни. По его проектам в России построено более 500 мостов, крупнейшие объекты заводов Магнитки, Челябинска, Кузнецка, Москвы и других городов страны. Он автор заводов «Динамо» в Москве, завода «Азовсталь» в Мариуполе.
Будущий великий инженер в 1876 году с золотой медалью окончил Императорское Техучилище (сегодня это МВТУ им. Баумана). Ему предлагали заниматься наукой Н. Жуковский и математик П. Чебышев, но Шухов предпочёл заниматься практической деятельностью. Как лучший выпускник Императорского Техучилища, он был направлен на стажировку в США, но очень скоро вернулся в Россию.
Пробным высотным сооружением инженера, стала 25 метровая башня, запроектированная Шуховым для Нижегородской Всероссийской выставки 1886 года, в качестве входной арки. Таким образом, парижская Эйфелева башня, используемая для этих же целей, была не первой в мире.
Самым известным архитектурным сооружением гениального инженера стала башня на Шаболовке, названная его именем. В 1919 году В.И. Ленин дал указания срочно разработать систему связи с другими районами России.
Из постановления ВЦИК «Об организации радиотелеграфного дела РСФСР» от 30 июля 1919 года:
«Для обеспечения надежной и постоянной связи центра республики с западными государствами и окраинами республики установить в чрезвычайно срочном порядке в г. Москве радиостанцию, оборудованную приборами и машинами, наиболее наиболее совершенными и обладающими мощностью, достаточной для выполнения указанной задачи…»
Мощная радиостанция требовала высоко расположенную антенну, на высокой башне. Был объявлен конкурс, который выиграл проект инженера Шухова. Высота конструкции должна была достигать 360 м, то есть значительно выше, чем Эйфелева башня. Но вес конструкции составлял всего 2200 тонн, то есть в 3,5 раза меньше. Однако вмешалась экономика, после гражданской войны в стране не нашлось столько металла. Пришлось снизить высоту башни до 148,3 метра. Лёгкая сетчатая конструкция гиперболоидной формы (башня вдохновила Алексея Толстого на создание романа «Гиперболоид инженера Гарина», с Шуховым они были знакомы) позволила обойтись фундаментом глубиной всего 3 метра. Поскольку элементы конструкции были лёгкими, секции конструкции поднимали вручную, с использованием блоковых систем и ручных лебёдок. Когда внутрь конструкции поднимали четвёртую секцию башни, произошла авария. Сломалась третья секция и разрушила практически всю возведённую конструкцию. Комиссия из авторитетных специалистов определила, что единственной причиной аварии было плохое качество используемого металла, отнюдь на ошибки конструктора. Всероссийская Чрезвычайная комиссия (ВЧК) дело о «диверсии и саботаже» закрыла, но всё равно приговорила Шухова к расстрелу условно! При дальнейших неудачах строительства, расстрел должен был стать реальностью. В.Г. Шухов строительство башни успешно завершил, но от всех наград за башню решительно отказался.
В 1922 году строительство завершили, установили радиопередающую аппаратуру, и в России началась эра радиовещания. Башню стали называть «Башней Коминтерна». Позже пришло телевидение, и Шуховская башня стала его российским символом.
Большевистское руководство подозрительно относилось к гениальному конструктору (сыновья – в белой гвардии и за границей), несмотря на всю его плодотворную деятельность во благо нового государства. Но в 1929 году инженер получил Ленинскую премию за изобретение крекинг-процесса нефти, в 1932 году Шухов становится Героем Труда и членом Академии наук.
С тех пор прошло много лет, с 2002 года все трансляции с Шаболовки прекратились. За 80 лет эксплуатации несколько раз проводилось обследование уникальной конструкции, которые выявили достаточно серьёзные коррозионные разрушения. Минкомсвязи РФ (владелец башни) предложило разобрать её и вновь собрать после реставрации в другом месте, причём не обязательно в столице России.
Дилетантское предложение специалисты и реставраторы категорически отклонили – башня состоит из огромного числа элементов, соединённых в 3500 конструкционных узла на заклёпках (болтов не более 20%). Заклёпки придётся высверливать, отверстия под ними также корродированны. Реставраторы уже пытались таким образом спасти исторический каркас монумента «Рабочий и колхозница» скульптора Веры Мухиной. Десять лет работы не принесли результатов, каркас пришлось делать заново. А размеры и элементы конструкции каркаса скульптуры не идут ни в какое сравнение с Шуховской башней.
Коррозия наибольшим образом затронула горизонтальные элементы конструкции и нижние элементы башни, где атмосферная влага могла задерживаться. Там где элементы ферм проветривались, серьёзных разрушений не наблюдалось. Башня инженера Шухова – очень устойчивое сооружение, ей не может грозить прогрессирующее разрушение, даже в случае выпадения отдельных элементов конструкции. Мнение владельцев башни об её аварийном состоянии, основывалось на чисто экономических соображениях – реконструкция сооружения процесс долгий и дорогой, снести и разобрать, конечно, дешевле.
В качестве первого этапа работ в 2011 году была выполнена полная экспертиза уникальной конструкции. Работа очень дорогостоящая, но позволяющая сохранить объект мирового культурного значения, внесённый во все международные каталоги ЮНЕСКО. Сегодня разработано несколько достойных проектов реставрации Шуховской башни, уникального инженерного объекта опередившего время.
В заключение – всемирно известный архитектор Норманн Форстер считал себя учеником В. Шухова.