Бразилия хочет оставить 34 000-тонный корабль в море. Это было бы экологической катастрофой

Бразильский авианосец "Сан-Паулу" (A12), замеченный в Рио-де-Жанейро 11 августа 2016 года. Фото - Бенуа Тессье—Reuters
Где-то в южной части Атлантического океана прямо сейчас 34 000-тонный 870-футовый авианосец бесцельно качается на волнах. Судно, попавшее в международный спор из-за его токсичного содержимого, вот-вот станет одним из самых больших кусков мусора в океане.
"Сан-Паулу", единственный авианосец в составе флота ВМС Бразилии, застрял в подвешенном состоянии на пять месяцев. Бразилия продала 60-летнее судно на металлолом турецкой верфи в 2021 году, а в августе 2022 года оно отправилось в Турцию с военно-морской базы в Рио-де-Жанейро. Но пока он был в движении, Турция отозвала свое разрешение на вход, заявив, что Бразилия не смогла доказать, что "Сан—Паулу" не содержит асбеста - токсичного минерала, используемого при строительстве многих кораблей 20-го века. Итак, лодка развернулась.
Однако Бразилия не хочет его возвращать. В сентябре порт на побережье штата Пернамбуку заблокировал причал судна. Порт утверждал, что существует слишком большой риск того, что судно будет брошено, в результате чего портовым властям приходится оплачивать его перемещение и работу с асбестом. В результате "Сан-Паулу" кружил у берегов Бразилии до 20 января, когда ВМС Бразилии объявили, что оттолкнули судно в международные воды, где оно и остается. Военно-морской флот заявляет, что ему пришлось это сделать, потому что стареющее судно, корпус которого был поврежден во время его одиссеи, могло сесть на мель или затонуть у бразильского побережья, угрожая другим судам и прибрежной дикой природе.
Решение ВМС - оставить "Сан-Паулу" в море. В субботу военные источники сообщили бразильской газете Folha de São Paulo, что военно-морской флот планировал использовать взрывчатку, чтобы потопить судно в среду, рассматривая это как единственный способ положить конец его противоречивой саге.
Но во вторник вечером, в ответ на обеспокоенность федерального агентства по охране окружающей среды, прокуратура Бразилии возбудила гражданское дело против военно-морского флота, попросив федеральный суд распорядиться немедленно прекратить любые планы по подрыву судна.
Решение суда определит, станет ли "Сан-Паулу" крайним случаем оставления судна — проблемой, от которой страдают защитники морской среды и прибрежные сообщества по всему миру. Океанские сторожевики говорят, что потопление такого большого и старого судна, как "Сан-Паулу", было бы экологической катастрофой; по данным Базельской сети действий (BAN), неправительственной организации, судно содержит сотни метрических тонн других токсичных веществ в электропроводке, красках и топливных складах..
Оставление его в море будет представлять собой “грубую халатность” и нарушит три отдельные международные природоохранные конвенции, говорит Джим Пакетт, исполнительный директор BAN. “Мы говорим о судне, содержащем как опасные, так и ценные материалы - предполагается, что оно доставлено на территорию Бразилии и управляется экологически безопасным способом”, — говорит Пакетт. “Вы не можете просто потопить его”.
Обращаясь за комментариями, бразильский военно-морской флот направил TIME на свои официальные объявления, в которых говорится только о том, что военно-морской флот не позволит "Сан-Паулу" вернуться в Бразилию.

Различные оппозиционные политические партии Турции, профсоюзы и неправительственные организации провели массовый митинг против демонтажа бразильского авианосца Nae Sao Paulo в районе Алиага в Измире, Турция, 4 августа 2022 года.Berkcan Zengin—GocherImagery / Reuters
Нередки случаи, когда лодки бросают. Поскольку их обслуживание и надлежащая утилизация обходятся дорого, десятки тысяч ненужных судов - обычно гораздо меньше авианосца — ежегодно остаются в гаванях, на пляжах или в море. В Нигерии тысячи разбитых грузовых судов и коммерческих рыболовецких судов захламляют побережье, разрушая пляжные экосистемы и делая водные пути опасными для местных сообществ. В Венеции около 2000 брошенных небольших прогулочных лодок засоряют местные водно-болотные угодья. В США Управление государственной отчетностипо оценкам, с 2013 по 2016 год в водах США было оставлено 5600 лодок - вероятно, это очень низкая оценка, по словам Нэнси Уоллес, директора программы Национального управления океанических и атмосферных исследований по морскому мусору.
Проблема в том, что то, что осталось на борту этих лодок, не остается на борту. “В любое время, когда в море остается судно, первое, о чем нужно подумать, - это токсичные химикаты, которые могут очень сильно повлиять на дикую природу”, - говорит Уоллес. Брошенные лодки любого размера могут привести к разливам нефти и выщелачиванию химических веществ и микропластика в воду, в то время как мусор, такой как сети, может оторваться, попав в ловушку рыбы.
Старые суда также могут содержать так называемые ПХД, группу высоко канцерогенных химических веществ, которые часто использовались в электропроводке до 1970-х годов и были запрещены во всем мире в соответствии со Стокгольмской конвенцией 2001 года. По словам ученых, при попадании в океан ПХД проходят свой путь вверх по морской пищевой цепи, поражая все, от мелких ракообразных до косаток. По оценкам Пан Ги Муна, на судне "Сан-Паулу", построенном во Франции в 1960-х годах, содержится около 300 метрических тонн ПХД, основанных на анализе его однотипного судна "Клеменкау". НПО заявляет, что оставление судна в море нарушит как Стокгольмскую конвенцию, так и Лондонский протокол 1996 года.
В Бразилии проблема брошенных судов стоит перед заливом Гуанабара в штате Рио-де-Жанейро, где около 200 судов, включая грузовые суда и нефтяные танкеры, были оставлены гнить владельцами, попавшими в финансовые или юридические проблемы. Местные НПО говорят, что в результате нефтяного и химического загрязнения резко сократились местные популяции мангровых деревьев, черепах и дельфинов, а также пострадали средства к существованию местных рыбаков. Залив попал в заголовки национальных газет в ноябре, когда шторм заставил 660-футовое грузовое судно оторваться от причалов иврезаться в Рио-Нитерой — самый длинный надводный мост в Латинской Америке.

Останки брошенных кораблей видны на берегах залива Гуанабара в Нитерой, Бразилия, 28 декабря 2022 года. Пилар Оливарес —Reuters
Удаление таких судов является серьезной головной болью для правительств. Их вытаскивание может стоить от 8 000 долларов (стоимость одной лодки для 14 прогулочных лодок, недавно поднятых из воды в Южной Каролине) до 1,8 миллиона долларов (стоимость удаления 83-футовой рыбацкой лодки на Сайпане в 2021 году, которая разрушала близлежащий коралловый риф в Южной Каролине). Северные Марианские острова в течение шести лет после шторма 2015 года были слишком повреждены, чтобы их владельцы могли их отремонтировать.)
Но, к счастью, очень необычно, чтобы такое большое судно, как "Сан-Паулу", было намеренно брошено. Это потому, что большие суда, такие как круизные лайнеры, контейнеровозы и авианосцы, содержат огромное количество высококачественных ценных металлов, особенно стали, которые можно утилизировать и перепродавать. (Переработка также полезна для окружающей среды, поскольку производство новой стали чрезвычайно углеродоемко.)
Пакетт из BAN говорит, что идея потопить "Сан-Паулу" не имеет финансового смысла для Бразилии. “На переработку требуется сталь на миллионы долларов, что намного перевешивает затраты на утилизацию этих опасных материалов”, - говорит он. “Я никогда не видел, чтобы такое ценное судно намеренно топили”.
ПАН Ги Мун призывает нового президента Бразилии, придерживающегося левых взглядов, Луиса Инасиу Лулу да Силву вмешаться. Чтобы соблюдать международные договоры, в том числе Базельскую конвенцию, ограничивающую экспорт токсичных отходов, Пакетт говорит, что ВМС должны отбуксировать "Сан-Паулу" на военно-морскую базу, устранить повреждения корпуса, а затем предложить контракт на переработку новым верфям в Европе, которые могут безопасно удалить асбест перед демонтажем судна.
Дело, возбужденное прокуратурой Бразилии, открывает дверь в последнюю минуту, чтобы это произошло. Он просит суд обязать военно-морской флот провести техническую оценку всех вариантов утилизации судна и найти способ сделать это “без риска для окружающей среды и здоровья населения”. Это может спасти Сан-Паулу от токсичной водной могилы.