Банкоматы для воды были введены в Гане
Всеобщий, безопасный и надежный доступ к воде является насущной потребностью на глобальном юге. Четверть населения мира в настоящее время не имеет доступа к чистой питьевой воде. В Гане около 5 миллионов человек из общей численности населения в 31 миллион человек не имеют доступа к чистой и безопасной воде. Каждому десятому приходится тратить более 30 минут, чтобы получить питьевую воду.

Проблемы особенно остро стоят в автономных сообществах. Это малообеспеченные, сельские и пригородные населенные пункты, не подключенные к городскому или централизованному водоснабжению.
Частный сектор и другие неправительственные поставщики все больше вовлекаются в восполнение этого пробела, иногда в партнерстве с правительством. Некоторые частные поставщики услуг водоснабжения обратились к инновациям, таким как «водные банкоматы». Эти автоматизированные водоразборные колонки появляются как способ расширить доступные услуги водоснабжения.
Работающие от солнечной энергии, большинство водных банкоматов рассчитаны на круглосуточную работу. Это недорогие автономные автоматические автоматы по продаже воды, которые хранят чистую воду и чаще всего подключаются к водоочистным сооружениям, использующим грунтовые воды. Клиенты покупают воду в банкоматах с помощью водной карты, которая пополняется кредитом через мобильные деньги.
В своем недавнем исследовании я намеревался изучить, как работают банкоматы с водой в малообеспеченных, пригородных или автономных районах Ганы. Я обнаружил, что водные банкоматы приносят относительно ограниченную пользу на операционном уровне. И меняли ландшафт доступа к воде – не всегда в лучшую сторону, с точки зрения пользователей.
Влияние водных банкоматов на доступ к воде
Исследование проводилось в Яквее, пригородном районе в районе Ашанти в Гане. Здесь у домохозяйств, не подключенных к сети, есть выбор: использовать банкоматы для воды или нет, но они также могут полагаться на другие источники, такие как другие частные колонки и общественные скважины.
Банкоматы для воды находились в ведении Safe Water Network, некоммерческой организации, занимающейся разработкой и реализацией небольших, финансово жизнеспособных инициатив в области водоснабжения. Они были установлены на шести водоразборных колонках, пяти с одним банкоматом и главной станции с двумя банкоматами, которые в совокупности обслуживают около 2000 человек.
Водопроводный кран
Банкомат с водой в Яквее. Годфред Аманкваа
Водные банкоматы устанавливались постепенно и использовали существующую физическую, институциональную и финансовую инфраструктуру в сообществе. Это было сделано для снижения стоимости и вероятности сопротивления или отказа от нововведения. Он полагался на то, что уже было на месте, например, мобильные телефоны, водоразборные колонки Safe Water Network и общественные деятели, такие как операторы станций водоснабжения и агенты мобильных денег.

Сколько стоит провести водопровод в дома в сельской местности Замбии
Исследование выявило пять основных способов, которыми водные банкоматы изменили ландшафт доступа к воде.
Повышение надежности и доступа к воде. Водные банкоматы обеспечили более надежный, гибкий и удобный (экономящий время) доступ, чем прежние или конкурирующие типы внесетевого водоснабжения в сообществе. Например, люди тратили в среднем 15 минут на поездку туда и обратно, от дома до банкомата с водой и обратно, по сравнению с 29 минутами на две скважины без банкоматов в сообществе. Кроме того, люди могли набирать воду в нерабочее время смотрителя станции или продавца. Сбор мог бы вписаться в другие виды деятельности, связанные с получением средств к существованию, а не нарушать их.
Затраты и изменения в методах водопользования: водные банкоматы привлекли внимание пользователей к взаимосвязи между расходами и водой. Пользователи стали более осторожными при сборе воды, так как они будут платить за любой пролитой воды. Кроме того, несмотря на то, что технология не меняет цены или тарифы на воду (20 литров за 10 песев), некоторые пользователи утверждали, что с них фактически взимается больше, потому что они не получают тот же объем воды за свои деньги.
Пользователь водного банкомата сказал:
(…) видите, эта труба (водяной банкомат) ближе ко мне, но цены в последнее время заставляют меня посетить другую колонку у магазина. Когда я использую тот же контейнер (40-литровое ведро), покупка Ghana cedi (GH₵1) гарантирует в пять раз больше этого контейнера у других поставщиков. Но вместо того, чтобы получить пять раз, я только иногда получаю четыре раза на ту же сумму, когда я использую банкоматы для воды. Я предпочитаю пройти это расстояние пешком, если у меня есть дополнительный контейнер с водой.
Изменения в повседневных социальных отношениях у водозаборной колонки: некоторые из прежних неформальных, социальных аспектов доступа к воде, такие как обмен сплетнями, мнениями и опасениями во время забора воды, были сокращены.
Роли и смена власти: новые действующие лица стали неотъемлемой частью сбора воды. Некоторые из них были основаны на сообществах (агенты мобильных денег), другие на национальном уровне (оператор мобильной связи MTN) и за границей (eWaterPay). Они получили выгоду от потребительских платежей и использования услуг, связанных с мобильными деньгами.
Расширение прав и возможностей против лишения прав: домохозяйства, у которых не было карт или кредитов для банкоматов на воду, а также женщины, продававшие воду в автономных водоразборных колонках, были лишены прав и возможностей. Например, четыре женщины-продавца на разных водоразборных колонках лишились средств к существованию в результате оцифровки воды. Те, у кого были водные карты, были наделены полномочиями.
Подход «снизу вверх
Основываясь на своих выводах, я предлагаю следующие способы сделать водные банкоматы более эффективными.
Правительство должно обеспечить благоприятную политику и нормативно-правовое пространство для инвестиций в водную инфраструктуру и благоприятную экосистему для местных цифровых инноваций.
Поставщики услуг водоснабжения, когда они внедряют инновации, должны перенять существующие системы и местные институты и опираться на них, чтобы создать благоприятную благоприятную среду.
Доступные цены должны быть установлены с самого начала, чтобы стимулировать покупку и использование.
Правительство должно сотрудничать с частными поставщиками воды для постепенного внедрения цифровых технологий водоснабжения. Во-первых, они должны внедрить механизмы управления рисками, чтобы помочь расставить приоритеты и снизить риски, угрожающие устойчивости существующей инфраструктуры, а также безопасному и доступному водоснабжению.