Чжан Цзюнь: экономическая жизнеспособность дна Китая
На первый взгляд, в Китае действительно есть большое количество технологических компаний, которые несоизмеримы с его богатством.
Эти компании едва существовали 20 лет назад.
Интересно, что автор обнаружил, что сами китайцы гораздо менее сильно относятся к этому явлению, чем люди за пределами Китая, если не полностью его игнорируют.
Но в любом случае это внесло некоторую путаницу во внешний мир при оценке технологической мощи и инновационных возможностей Китая.
Реальна ли технологическая мощь Китая?
Обязательно ли Китай проиграет США в технологическом соревновании?
Эти вопросы часто возникают на различных конференциях или форумах, но ответы на них не совпадают.
Те пессимистично настроенные ученые, которые критикуют Китай, считают, что Китаю до сих пор не удавалось развивать местные технологические компании, и что опора на западные технологии является ключом к успеху Китая.
Оптимисты видят международный рост китайских технологических компаний в результате их быстрого накопления потенциала технологического обучения — как опоздавший Китай является мастером обучения.
В какой-то степени быстрое накопление способностей к обучению раскрывает секретный рецепт экономического успеха Китая.
Технологический уровень не определяет экономический успех.
На самом деле технологические инновации являются скорее результатом предпринимательского экономического развития, чем наоборот.
Ни один из стартапов не решает начать бизнес, чтобы иметь новые технологии, на самом деле все как раз наоборот.
Успех предпринимательства обеспечивает предпосылки и возможность для создания сценариев применения новых технологий.
Это правда, что в последние годы Китай сталкивается со все более серьезными внешними вызовами и технологическими ограничениями со стороны развитых стран.
Решимость правительства управлять внутренним экономическим порядком и устранять внутренние финансовые риски также вызывает споры на рынке, но экономика не так пессимистична.
Ожидается. На самом деле политика и события, нарушающие ожидания рынка, на самом деле не остановили основной предпринимательский импульс и скорость рождения новых компаний.
Это явление, несомненно, следует отнести к большой численности населения Китая.
Мало того, этот рынок с населением 1,4 миллиарда человек невероятно связан благодаря развитым транспортным средствам, связи, Интернету и гибкой цепочке поставок.
За последние несколько лет, хотя иностранные бизнесмены в производственном секторе никогда не прекращали покидать Китай, это не потому, что с ними обошлись несправедливо, а потому, что им не удалось выдержать конкуренцию со стороны местных компаний и добиться локализации.
Даже если эти международные компании, укоренившиеся на китайском рынке, полны доверия, они не могут избежать жестокой реальности конкуренции с местными китайскими компаниями.
На китайском рынке преимущество технологий недолговечно.
Даже если технологии международных компаний немного лучше, китайские компании явно имеют очевидные преимущества в обслуживании китайского рынка: они не выше, ближе к потребностям рынка, менее бюрократичны и более гибки в принятии решений.
Более того, они прогрессируют быстрее.
Все они находятся на дне китайской экономики и выросли снизу вверх в жестокой конкуренции.
Сочетание способности Китая к обучению и огромного размера рынка, накопленного за последние несколько десятилетий, действительно сформировало предпринимательский дух Китая.
На самом деле в Китае существует большое количество успешных малых и средних компаний, которые не известны широкой публике.
Эти малые и средние компании, известные как единороги и скрытые чемпионы, не только поражают своим количеством, но и продолжают внедрять инновации в области технологических приложений.
Крупномасштабные и бесконечно меняющиеся сценарии приложений являются большим искушением для этих предпринимателей нижнего уровня.
Основываясь на развитой и эффективной цепочке поставок в Китае, он также породил большое количество стартапов, ориентированных на зарубежных клиентов.
Как ни странно, в Китае люди редко замечают, что есть много скрытых чемпионов или компаний-единорогов, обслуживающих зарубежные рынки.
На самом деле эти компании имеют гораздо большее влияние на европейском и американском рынках, чем в Китае.
Предприниматели, которые осознают, что они могут полностью положиться на китайские эффективные складские, распределительные и логистические системы, а также на его превосходные возможности в разработке и производстве продукции для обслуживания зарубежных рынков, найдут большой потенциал в своей международной конкурентоспособности.
И это именно то, что происходит.
Хорошим примером является компания под названием SHEIN, которая в последние годы неожиданно привлекла к себе внимание средств массовой информации Китая.
Действительно, на протяжении многих лет эта трансграничная компания электронной коммерции B2C, специализирующаяся на быстрой моде, зарегистрированная в Нанкине, столице провинции Цзянсу, не была известна местным жителям.
Благодаря обнародованию «Отчета об исследованиях предприятий China Unicorn за 2021 год», опубликованного консалтинговой компанией в прошлом году, SHEIN привлекла внимание общественности.

Согласно отчету, в настоящее время в Китае насчитывается 251 компания-единорог, в том числе 11 из Нанкина, и одна из компаний под названием SHEIN впервые вошла в топ-10, став супер-единорогом и быстро привлекая благосклонность инвесторов.
Десять лет назад SHEIN был не чем иным, как трансграничной электронной коммерцией, занимающейся одеждой.
Как и большинство трансграничных компаний электронной коммерции в Китае, помимо официального веб-сайта, Amazon и eBay являются основными полями сражений.
Однако с 2014 года компания создала собственный бренд SHEIN, запустила веб-сайты и приложения, запустила веб-сайты в США, Европе, на Ближнем Востоке, в Индии и на других рынках и даже вышла в родной город Зары, Испанию, охватив более 200 стран и регионах по всему миру.
Наличие собственной гибкой цепочки поставок является основным источником конкурентоспособности SHEIN.
В настоящее время цепочка поставок SHEIN сосредоточена в провинции Гуандун, Китай.
Это, несомненно, самый развитый производственный центр в Китае, а также самая полная и эффективная цепочка поставок, включая логистику и складирование. Фактически, SHEIN также начал строить склады в некоторых странах с ключевым рынком.
Судя по некоторым данным, новым продуктам SHEIN требуется всего 2 недели от проектирования до готового продукта, и они могут быть отправлены на основные рынки в течение 1 недели, а за год может быть разработано более 10 000 SKU.
Это намного короче, чем цикл традиционных продуктов быстрой моды, таких как Zara, потому что последние обычно разрабатываются в Европе, затем производятся в Юго-Восточной Азии и Китае и отправляются обратно в европейскую штаб-квартиру для хранения перед отправкой на мировой рынок. . Ряд недавно опубликованных данных показывает, что в Соединенных Штатах, крупнейшем рынке SHEIN, количество пользователей, ищущих его в Google, более чем в три раза превышает количество пользователей Zara.
SHEIN стал вторым по популярности веб-сайтом электронной коммерции среди молодых американцев после Amazon.
На самом деле, SHEIN — это всего лишь одна из бесчисленных платформ быстрой трансграничной электронной коммерции в нижней части Китая.
Дело в том, что, помимо социальных приложений, таких как TikTok, которые популярны во всем мире, за последние 10 лет было бесчисленное множество интернет-компаний, ушедших за границу со дна Китая.
Что еще более важно, их влияние в Европе, американские и южноазиатские рынки растут день ото дня, а некоторые страны, такие как Индия, даже достигли точки, когда их нельзя игнорировать.
24 августа 2022 года газета Liberation Daily опубликовала на первой полосе новость, которая может лучше показать базовую жизнеспособность китайской экономики.
Согласно сообщениям, в течение июля этого года количество трансграничных экспортных экспресс-посылок электронной коммерции, заявленных в Шанхайском экспресс-порту в аэропорту Пудун, достигло 11 миллионов, в среднем более 350 000 экспортных экспресс-посылок в день.
Среди них товары, отправленные в США, составляли 40% от общего количества, и эти товары поступали со всей страны, из которых на Цзянсу и Чжэцзян приходилось 40% от общего количества.

Что еще более примечательно, эти огромные объемы экспорта посылок соответствуют заказам от внутренних трансграничных платформ электронной коммерции, таких как Amazon, Ebay, AliExpress, Wish и SHEIN, в то время как за трансграничную логистику посылок отвечают те, кто появились в стране и за рубежом.
Предприятия в цепочке поставок, такие как Cainiao International, Disifang, Yida и Jieli Cargo, обладают потрясающими возможностями обработки и вывода.
Ежемесячные поставки только Jieli Cargo в аэропорту Пудун превышают 1500 тонн. Нужно как минимум 18.
Местные логистические компании Китая имеют сильную международную конкурентоспособность с точки зрения сроков выполнения и стоимости бесплатной доставки, что далеко за пределами досягаемости международных логистических гигантов, таких как FedEx и UPS.
Рост электронной коммерции в Китае не случаен.
Первоначально сектор электронной коммерции Китая поощрялся политически как мощный ответ на вспышку вируса атипичной пневмонии в 2003 году.
Пять лет спустя из-за воздействия мирового финансового кризиса Китай решил воспользоваться этой возможностью, чтобы увеличить поощрение и инвестиции во внутренние экономические связи, сосредоточив внимание на улучшении китайского Интернета, мобильных платежей, связи, транспорта, логистики, складирования и цепочки поставок.
Возможности инфраструктуры и другой инфраструктуры сформировали важную базовую платформу в сегодняшней чрезвычайно развитой стране, которая является непрерывным источником предпринимательства и инноваций нижнего уровня Китая.
Горячий поток предпринимательской энергии на дне, конечно же, неотделим от политических новшеств китайских местных органов власти.
С тех пор как в 1978 году Дэн Сяопин запустил программу «реформ и открытости», китайское правительство обычно стремилось достичь динамического баланса между подотчетностью местных чиновников и инновациями в местной политике, чтобы максимизировать выгоды и минимизировать издержки обоих.
Местные органы власти уже давно являются основным источником политических инноваций в Китае.
В то время как центральное правительство устанавливает основной план политики, местные органы власти поощряются и стимулируются к инновациям, экспериментам и корректировке политики.
Поскольку в большинстве случаев местные органы власти могут корректировать и оптимизировать политику более высокого уровня в соответствии со своими собственными условиями, вероятность политических потрясений будет значительно снижена.
Это компенсировало бы возможные негативные последствия единообразной политики и помогло бы стимулировать нижнюю часть экономики, обеспечив защиту прав собственности, доступ к рынку и создание прочной бизнес-инфраструктуры, сняв опасения частных предпринимателей по поводу того, что институциональная среда неадекватная или ненадежная жизнеспособность. Таким образом, политические инновации на местном уровне сыграли неотъемлемую роль в развитии китайского «экономического чуда».