Реальные причины увольнений в компаниях Google, Microsoft, Amazon
За последние месяцы некоторые крупнейшие технологические компании мира в совокупности уволили более 150 000 работников. Компании, участвующие в этом процессе, выдвигают различные причины, которые сводятся в основном к необходимости сокращения расходов в условиях замедления экономического роста во всем мире.

На самом деле, это вряд ли произойдет, потому что компаниям, участвующим в проекте, нужны деньги. Компания MicrosoftMSFT +4,7%, которая, по сообщениям, уволила около 10 000 сотрудников, практически одновременно объявила о том, что планирует инвестировать 10 миллиардов долларов в OpenAI, создателей вирусного приложения ChatGPT. Представляется вероятным, что в основе решения инвестировать сумму, равную 1 миллиону долларов на каждого уволенного сотрудника, в компанию, занимающуюся разработкой искусственного интеллекта, лежат деловые причины.
Аналогичным образом, материнская компания Google - AlphabetGOOGL +7,3% - объявила о планах по сокращению численности персонала по всему миру на 12 000 человек, то есть примерно на 6%. Генеральный директор Сундар Пичаи ранее называл ИИ самой трансформирующей технологией всех времен, и, объявляя об увольнениях, заявил, что стратегия будет заключаться в том, чтобы "направить наши таланты и капитал на наши самые высокие приоритеты". Широко распространено мнение, что Google работает над своим собственным ответом ChatGPT на основе ИИ, о котором будет объявлено в ближайшее время.
Вместе четыре крупнейшие технологические компании - Alphabet, AmazonAMZN +7,4% и Microsoft - сократили 50 000 рабочих мест. Между тем, новый босс Twitter, Элон Маск, по слухам, уволил половину сотрудников компании, когда возглавил ее в конце прошлого года.
Так в чем же истинная причина этих массовых сокращений, в результате которых десятки тысяч людей (80% из них в США) остались без работы?
Именно в этом попытались разобраться эксперты по данным из 365 Data Science, решив провести собственный анализ цифр.
Некоторые выводы, возможно, не так уж удивительны. Известно, что во время пандемии Covid-19 технологические компании, окрыленные рекордными доходами, начали активно нанимать сотрудников. Зарплаты достигли рекордных уровней, поскольку конкуренция за лучших специалистов была высочайшей, а СМИ пестрили рассказами о роскошных вознаграждениях. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среднее время пребывания недавно уволенного сотрудника на своей должности составляет около двух лет. Это может говорить о том, что в некотором смысле эти сокращения представляют собой сворачивание политики найма, проводимой после пандемии.
Однако более удивительным оказался тот факт, что средний уровень опыта, которым обладают уволенные, составляет 11,5 лет. Таким образом, не обязательно, что это все младшие сотрудники с небольшим опытом, которых можно быстро заменить или, возможно, даже автоматизировать их функции. Одной из возможных причин такой статистики может быть то, что сотрудники с большим стажем работы обычно получают более высокие зарплаты, и их сокращение может помочь компании достичь своих финансовых целей.
Однако интересно отметить, что больше всего пострадали роли и должностные функции в HR, на долю которых пришлось 28 процентов всех увольнений. Этому есть две возможные причины - во-первых, если компании сокращают персонал, то они также сокращают и набор сотрудников, а меньший набор означает меньшую потребность в персонале.
Вторая, хотя, возможно, не менее важная причина заключается в том, что HR - это область, где некоторые функции заменяются автоматизацией. Уже существуют платформы, призванные автоматизировать рутинные задачи, связанные с собеседованием и приемом новых сотрудников на работу, такие как проверка рекомендаций, проверка личности и проведение оценки состояния здоровья и безопасности. В последние годы даже сообщалось, что такие компании, как Amazon, используют ИИ для выявления неэффективных сотрудников и их последующего увольнения.
Мы также получили некоторое представление о том, как различаются роли, которые были затронуты в каждой компании. Если в Microsoft больше всего пострадали HR и поиск талантов, то в Google и Twitter основной удар сокращений пришелся на инженеров-программистов.
Данные, собранные 365 Data Science, также показывают, что подавляющее большинство уволенных сотрудников (56%) - женщины. Это вызывает беспокойство, учитывая, что технологическая отрасль потратила большую часть последнего десятилетия на попытки устранить гендерный дисбаланс, уже присутствующий в этой сфере - особенно на технических и инженерных должностях. Это не очень хороший сигнал потенциальным новым сотрудницам, что помимо разницы в оплате труда и меньшей вероятности продвижения на руководящие должности, им придется довольствоваться большей вероятностью быть уволенными.
Наконец, еще одна тревожная статистика, которая бросилась мне в глаза в отчете, - это тот факт, что только 10 процентов уволенных до сих пор указали новую работу в своих профилях LinkedIn. Конечно, пока еще рано говорить о том, перейдет ли это в долгосрочную безработицу - возможно, многие просто наслаждаются перерывом, прежде чем начать поиски работы. Или же, действительно, многие просто еще не удосужились обновить свои профили. Но наблюдение за тем, как эта статистика будет развиваться в ближайшие месяцы, должно дать некоторые интересные сведения о том, легко ли по-прежнему квалифицированным техническим работникам переходить с одной работы на другую. Вполне возможно, что значительная часть из них решит заняться индивидуальной трудовой деятельностью или фрилансом в гиг-экономике.
Так может быть, дело в том, что технологические гиганты просто слишком далеко и слишком быстро расширились? Или же инновации в области искусственного интеллекта и автоматизации создали ситуацию, когда самый быстрый способ сэкономить деньги - это заменить людей машинами? На самом деле, скорее всего, и то, и другое. Ни одна из компаний не указала автоматизацию в качестве движущей силы этих шагов, но, учитывая затронутые рабочие роли и читая между строк, можно сделать вывод, что она является одним из факторов, способствующих этому.
Чтобы быть в курсе всех новых и новейших тенденций в бизнесе и технологиях, подпишитесь на мою рассылку, следите за мной в Twitter, LinkedIn и YouTube, а также ознакомьтесь с моими книгами "Future Skills: The 20 Skills And Competencies Everyone Needs To Succeed In A Digital World" и "Business Trends in Practice", которая получила награду "Бизнес-книга года 2022".
Источник -
https://www.forbes.com/?sh=36c2bea62254