Новый способ заработка в России: предприниматели могут получать деньги от любого участника ДТП благодаря дыре в законе.
В России действует схема, когда водителей обязывают повторно оплачивать ущерб в мелких ДТП. Внешне это выглядит законно: владельцы сервисных центров получают деньги от страховых компаний за ремонт поврежденного автомобиля, а затем покупают у пострадавшей стороны право затребовать долг (так называемое право цессии) и через несколько лет подают в суд иск о возмещении разницы между реальными расходами на ремонт и выплатой страховой компании или указывают на износ деталей. Поскольку сейчас рынок заполнен бывшими в употреблении деталями из-за подорожания запчастей, водители все чаще становятся жертвами ценовых несоответствий. Это может привести к дальнейшему росту количества исков.
Судебный иск в итоге может быть подан следующим образом: страховая компания, в рамках договора ОСАГО, отправляет пострадавших в ДТП на станцию техобслуживания, где происходит осмотр поврежденного автомобиля и вычисление суммы компенсации. Страховая компания перечисляет эту сумму станции техобслуживания, которая выполняет ремонт авто и получает право требования от пострадавшего. Не всегда используемые для ремонта детали являются качественными. Через два года и 11 месяцев владелец станции техобслуживания может подать в суд на виновника ДТП с целью получить денежную разницу между выплатой с учетом и без учета износа деталей.
Автовладельцы считают, что СТО специально указывают в документах необходимую сумму на ремонт, ждут несколько лет, чтобы автомобиль и владелец исчезли, и обращаются в суд. Оценка судебных решений показывает, что не все иски предпринимателей имеют успех. Иногда они не могут доказать, что расходы на ремонт превысили страховую выплату. Но чаще они выигрывают, что делает процесс взыскания доходным делом.
По пункту 2 статьи 966 Гражданского кодекса Российской Федерации срок для подачи иска при страховых случаях ответственности составляет 3 года. Поэтому водители не застрахованы от внезапных исков, которые могут их настичь тремя годами после ДТП. Чтобы защититься от такой ситуации, эксперт рекомендует самостоятельно зафиксировать повреждения, хранить фото и видео, и, если дело дойдет до суда, требовать независимой экспертизы.