Подношения ацтеков

Инновационные методы сохранения и передовая микроскопия открывают новое понимание создания и символического значения, удивительно хорошо сохранившейся, коллекции из 2550 деревянных артефактов, обнаруженных группой археологов под руководством Леонардо Лопеса Лухана у подножия Темпло Майор в Теночтитлане, столице. Город ацтеков, или Мексика.
Предметы с тонкой резьбой, в том числе скипетры, ушные раковины, кольца в носу и на пальцах, а также миниатюрные маски и оружие, были захоронены между 1486 и 1502 годами в качестве ритуальных подношений. Все предметы связаны с божествами, которых Мексика почитала в храме, — богом войны Уицилопочтли и богом дождя Тлалоком. Жрецы помещали деревянные предметы в каменные ящики, в которых также находились морские раковины, растения, кости животных и людей.
«Большинство предложений были заболочены или имели очень высокий уровень влажности», — говорит хранитель Проекта Темпло Майор Адриана Санроман. «Это сохранило деревянные предметы, но также привело к их ухудшению».
В то время как заболоченные условия помогли сохранить древесину и следы росписи на многих предметах, химические процессы ослабили структуру дерева, что привело к трещинам и другим деформациям за столетия, прошедшие с тех пор, как подношения были захоронены.

Пытаясь стабилизировать артефакты и предотвратить дальнейшее повреждение, Санроман и ее коллега Мария Барахас погружают их в увеличивающуюся концентрацию смеси синтетического сахара, которая вытесняет воду из клеточной структуры дерева. Затем они сушат артефакты и удаляют лишний сахар. Этот сложный, многоэтапный процесс консервации может занять до года.
Внимательно изучив крошечные образцы дерева под сканирующим электронным микроскопом, исследователи определили различные породы дерева, которые мексиканские ремесленники использовали для создания подношений.
Большинство отобранных предметов были вырезаны из сосны, собранной в лесах центральной Мексики, в то время как другие были изготовлены из мескитового дерева, пихты, кипариса, ольхи или куста бабочки.
«Все это мягкая древесина, которая позволяет легко вырезать эти очень детализированные миниатюрные объекты», — говорит Барахас.
Хотя выбор скульпторами конкретных пород дерева мог частично зависеть от доступности, их выбор, похоже, также имел религиозное значение.
«Мы думаем, что определенные породы дерева были выбраны, как из-за их физических качеств, так и из-за их символического значения», — говорит археолог проекта Темпло Майор Виктор Кортес. «Например, Уицилопочтли ассоциировался с мескитовым деревом, а Тлалок — с сосной».
