Бразилия потопила авианосец в Атлантике, несмотря на наличие асбеста и токсичных материалов
Активисты-экологи стремились остановить запланированный затопление военного корабля, предупреждая, что это может загрязнить морскую пищевую цепь.
Бразилия потопила списанный авианосец, несмотря на заявления экологических организаций, что бывший французский корабль был набит токсичными материалами.
«Запланированное и контролируемое затопление произошло ближе к вечеру» в пятницу в 350 км от побережья Бразилии в Атлантическом океане, в районе с приблизительной глубиной 5000 метров (16000 футов), говорится в заявлении военно-морского флота.
Решение затопить шестидесятилетний Сан-Паулу, о котором было объявлено в четверг, было принято после того, как бразильские власти тщетно пытались найти порт, готовый его принять.
Вид на пейзаж Амазонки
«Бразилия спала»: когда идут дожди, в Амазонке пробуждается надежда
Читать далее
Хотя представители министерства обороны заявили, что потопят судно в «самом безопасном районе», экологи раскритиковали это решение, заявив, что на авианосце содержались тонны асбеста, тяжелых металлов и других токсичных материалов, которые могут попасть в воду и загрязнить морскую пищевую цепь.
Базельская сеть действий призвала президента Бразилии Луиса Инасиу Лулу да Силву, который пообещал обратить вспять стремительное разрушение окружающей среды, когда он вступил в должность в прошлом месяце, немедленно остановить «опасный» план.
В пятницу группа выступила с совместным заявлением с Greenpeace и Sea Shepherd, обвинив Бразилию в нарушении «трех международных договоров» об окружающей среде, потопив корабль, который, по словам НПО, может нанести «неисчислимый» ущерб морской жизни и прибрежным сообществам.
«Можно было принять и другие экологически ответственные меры, но в очередной раз к важности защиты океанов, жизненно важных для жизни планеты, отнеслись с пренебрежением», — сказал Леандро Рамос, директор программ Гринпис Бразилии.
Бразильские власти настаивали на том, что лучше намеренно потопить корабль, чем позволить ему самопроизвольно затонуть.
Военно-морской флот заявил, что выбрал место для затопления с учетом «безопасности судоходства и окружающей среды» и «смягчения воздействия на здоровье населения, рыболовство и экосистемы».
Местные СМИ сообщают, что судья отклонил поданное в последнюю минуту юридическое ходатайство о прекращении операции, заявив, что «незапланированное» затопление может быть даже хуже для окружающей среды, чем «контролируемое» затопление.
Он назвал ситуацию «трагической и прискорбной».
Построенный в конце 1950-х годов во Франции, военно-морской флот которой в течение 37 лет плавал на нем под названием «Фош», авианосец принял участие в первых французских ядерных испытаниях в Тихом океане в 1960-х годах и был развернут в Африке, на Ближнем Востоке и в бывшей Югославии из с 1970-х по 1990-е годы.
Бразилия купила 266-метровый авианосец в 2000 году за 12 миллионов долларов.
В 2005 году на борту вспыхнул пожар, ускоривший упадок стареющего корабля.
В прошлом году Бразилия разрешила турецкой фирме Sok Denizcilik разобрать судно Сан-Паулу на металлолом. Но в августе, когда буксир собирался отбуксировать его в Средиземное море, турецкие природоохранные органы заблокировали этот план.
Затем Бразилия вернула авианосец, но не пустила его в порт, сославшись на «высокий риск» для окружающей среды.