Просто космос: обзор ремейка Dead Space
В 2002 году Capcom выпустила для GameCube ремейк самой первой Resident Evil, который до сих пор считается одним из лучших примеров, как нужно реставрировать старые игры. Синдзи Миками и его команда не просто сохранили почти весь контент первоисточника, но и значительно дополнили его, а также существенно обновили геймплей и улучшили сюжет. Увы, далеко не все ремейки создаются аналогичным способом.
Периодически случается, что компании или чересчур многое вырезают и меняют (та же Capcom в 2020-м выпустила новую Resident Evil 3, которая лишь отдаленно напоминала оригинал), или же, наоборот, почти ничего не трогают (недавние The Last of Us: Part One и Demon's Souls ближе к ремастерам, чем к ремейкам). Поэтому особо радует, что когда речь зашла о разработке современной версии Dead Space, студия EA Motive решила последовать примеру ремейков, которые тянутся к золотой середине, а не идут только по первому или второму из описанных выше путей.
Dead Space 2023 мастерски балансирует между ностальгией и новыми эмоциями. В своей основе это та же игра, что и 15 лет назад, но кардинально расширенная: ремейк сберег все ключевые моменты оригинала и дополнил их новыми важными деталями. Первые отличия замечаешь сразу же во вступительном ролике, где инженер Айзек Кларк вместе с напарниками прибывает на борт «Ишимуры» — громадного космического корабля, раскалывающего на мелкие куски целые планеты ради полезных ископаемых. Уже в начальном диалоге Айзек делает нечто неслыханное — говорит! Довольно существенная перемена, учитывая, что в классической игре он был немым протагонистом.
И без того достойный сюжет Dead Space (особенно по меркам хорроров) только выигрывает от приобретшего дар речи Айзека: храбрый инженер наконец-то воспринимается полноценным целеустремленным героем, а не просто мальчиком на побегушках, который покорно шел чинить «Ишимуру» по команде напарников. В ремейке именно Айзек проявляет инициативу, когда нужно отправиться на какое-то опасное задание.
Кроме того, личная история Кларка, разыскивающего свою девушку Николь, получилась куда драматичнее, ведь мы можем увидеть реакцию Айзека на многочисленные голограммы и аудиозаписи с возлюбленной. К слову, Николь и некоторым другим второстепенным персонажам досталась куда более важная роль в переосмыслении: EA Motive добавила целые цепочки побочных квестов, связанных с ними. А еще авторы ремейка наконец-то залатали старые сценарные дыры, образовавшиеся более десяти лет назад, когда создатели Dead Space 2 внезапно устроили реткон и поменяли лор вселенной.
Сюжет сюжетом, но любят и помнят DS в первую очередь за ее другие сильные стороны. Например, за атмосферу, которая в ремейке заиграла новыми красками. С переходом на движок Frostbite мрачные помещения «Ишимуры» обрели миллион деталей и заметно преобразились за счет новомодных визуальных эффектов и правдоподобного освещения. Проклятый корабль угнетает куда сильнее, чем раньше: со столь реалистичной картинкой крайне непросто успокаивать себя привычной отмазкой «пф, это просто игра».
Но важна не столько технологичность картинки, сколько тот факт, что в Dead Space прикрутили подобие ИИ-режиссера из Left 4 Dead. Его задача — всегда держать геймера в стрессе, даже когда тот разгуливает по, казалось бы, зачищенным от монстров коридорам. Режиссер динамически меняет обстановку по всей «Ишимуре», в результате чего невозможно предугадать, что тебя ждет в следующие минуты. То где-то раздаются какие-то ужасающие звуки, то вентилятор над головой начинает барахлить, то в помещении внезапно пропадает свет или его заполняет густой туман, то резко на тебя выскакивает пять некроморфов, когда ты уже поспешил себя утешить, что очередной шум за стеной — ложная тревога. Эта динамическая система сильно меняет восприятие всей игры в лучшую сторону и делает следующие прохождения куда более увлекательными.
ИИ-режиссер также не дает заскучать во время повторных визитов в уже изученные локации. А возвращаться в старые помещения в ремейке Dead Space нужно довольно часто, так как теперь «Ишимура» превратилась в полноценный бесшовный виртуальный мир, который можно обойти от начала до конца без загрузочных экранов. Фактически EA Motive перестроила корабль из набора несвязанных уровней в подобие особняка Спенсера из все того же ремейка первой Resident Evil.
На некоторых локациях появились закрытые комнаты с чрезвычайно ценным лутом, требующие особые коды доступа, которые Айзек находит по мере прохождения. Каждый новый обнаруженный код мотивирует вернуться в старые места, чтобы обшарить недоступные прежде помещения. Подобной “метроидванской” карты, характерной для лучших представителей жанра survival-horror, остро не хватало оригинальной Dead Space.
Наиболее ценные награды в опциональных комнатах — улучшения для оружия. Вообще арсенал Кларка претерпел немало изменений в лучшую сторону: больше нельзя сказать, что плазменный резак, самое первое оружие инженера, наголову превосходит остальные стволы, как это было в первой части.
В ремейке все образцы арсенала играют свою полезную роль. Например, силовая пушка теперь может создавать гравитационные вихри, засасывающие некроморфов и удерживающие их на месте. Эти вихри стоит использовать в тандеме с другими видами оружия: так, с помощью альтернативного огня автомата можно предварительно разместить мину на полу, а после притянуть к ней врагов, чтобы максимизировать урон.
Обновленные пушки пригодятся в битвах против улучшенных некроморфов. Космические зомби кажутся в разы более устрашающими благодаря новой системе деформации тел. Теперь бесноватые мертвецы состоят из нескольких слоев органического материала, и чтобы отрубить им конечность, необходимо точными попаданиями буквально пробиваться к кости, уничтожая кожу и мышечные ткани.
Некоторые стволы, как та же силовая пушка, могут одним выстрелом полностью сорвать с чудища кожу, оставляя лишь обнаженный скелет, который продолжит двигаться в сторону Айзека, пока тот не отрубит все конечности некроморфа. Когда на тебя бежит каркас твари, которая ранее была человеком, это выглядит одновременно круто и пугающе.
«Круто и пугающе» — те два ключевых слова, которыми можно описать ремейк Dead Space. EA Motive идеально подогнала отличную игру 2008 года под стандарты 2023-го.
Если вы никогда не играли в оригинал, то вас ждет напряженный хоррор, полный хороших идей, начиная от необычной реализации интерфейса и заканчивая уникальной боевой системой. Ну а если Dead Space вы уже проходили, то ремейк пропускать все равно не стоит: новый визит на улучшенную «Ишимуру» запомнится не меньше, чем самый первый.