Секреты пещеры Майя
В свет фонаря попали сталактиты, сталагмиты, разбитые каменные метаты - инструменты, которыми майя мололи кукурузу, - и большие глиняные горшки разбросанные на влажном глиняном полу пещеры.
Во мраке пещеры блеснула кость человеческого черепа, наполовину зарытого в глину... Это была Главная камера Актун Туничил Мукнал (пещера АТМ) в джунглях западного Белиза, и для майя эта жуткая, завораживающая пещера была священным входом в Ксибальбу, подземный мир майя.
Более 1 000 лет система пещер ATM длиной в 5 тысяч километров лежала неразграбленной и нетронутой. Местные жители заново открыли вход в 1986 году, а вскоре после этого гидролог и спелеолог Томас Миллер обнаружил внутри скелеты. В последующие десятилетия необычайно нетронутая пещера АТМ стала предметом пристального изучения, предлагая ученым и бесстрашным путешественникам заглянуть в религию и общество майя примерно 700-900 годов до нашей эры. Из исследований, проведенных в этой и других местах Белиза, археологи знали, что майя уходили вглубь пещер, чтобы каким-то образом связаться со своими божествами, но особенности этих церемоний и ритуалов - и причины их проведения - оставались окутанными тайной.

В 2021 году два ключевых археолога, которые участвовали в раскопках пещеры ATM с 1990-х годов, представили новую методологию для разгадки этих тайн. В своей работе профессор Холли Мойес из Калифорнийского университета и белизский археолог д-р Хайме Джей Аве объяснили, как, изучая пространственное расположение скелетов и оставленных артефактов, они смогли построить сложную картину религиозных церемоний,. Они смогли определить, где стояли майя во время церемоний, какие мифические истории они разыгрывали, каких богов майя изображали в ритуалах и как приносили в жертву невезучих.
Конечно же, нет никаких свидетельств из первых рук о том, что происходило во время пещерных церемоний майя, но новая теория оживляет их религиозные церемонии на человеческом уровне, который до сих пор не был понят. Мойес и Аве утверждают, что майя устраивали тщательно продуманные, театрализованные и смертельно опасные инсценировки "Пополь Вух", мифа о сотворении мира майя, и что они делали это, чтобы побудить своих богов к "возрождению" мира в период, предшествовавший засухе и политическим беспорядкам, которые привели к концу их цивилизации, известному как крах майя в 10 веке.
"Это, вероятно, одна из самых важных археологических пещер в мире, с точки зрения уровня ее сохранности и археологической ценности. В основном потому, что она не была разграблена", - говорит Мойес. "И это такая приключенческая пещера; просто добираясь туда, вы проходите через джунгли, вы проходите через воду, и вы получаете возможность испытать путь, которым шли майя, чтобы попасть внутрь пещеры".
Вход в пещеру ATM высотой 8 метров спрятан за спутанными лианами и густой листвой глубоко в заповеднике горы Тапир. Начало тропы находится в часе езды от Сан-Игнасио, города недалеко от границы с Гватемалой. Отсюда 45 минут ходьбы через джунгли и ряд переправ через реки высотой по пояс и по колено до входа в заповедник. Здесь тропа заканчивается, и единственный путь в пещеру - вплавь. Майя проделывали этот путь с горящими факелами.

Пещеры являются неотъемлемой частью мировоззрения майя. "Майя начали использовать пещеры примерно в 1200 году до нашей эры, когда они только начали переселяться в Белиз", - говорит Холли Мойес, - пещеры находились на дне трехъярусного космоса, где земной мир людей располагался выше, а боги - на небе.
И вот - Главная камера. В свете факела являются взору глиняные горшки, стоящие на уступах, и тяжелые каменные метаты, лежащие в кальцинированных лужах на полу.
Среди прочего свет выделил безошибочные очертания кристаллизованного черепа. На сегодняшний день зарегистрировано почти 1 500 предметов и фрагментов, а также 21 человеческий скелет.
В мифе о создании Пополь Вух две богоподобные фигуры, известные как близнецы-герои, отправляются в подземный мир, чтобы успокоить владык Ксибальбы и вызвать их на игру в мяч. Близнецы проиграли и были немедленно принесены в жертву. За ними следует другая группа близнецов-героев, чтобы отомстить за своего отца (одного из первоначальных близнецов-героев), и в конце концов они побеждают. Их отомщенный отец возрождается как Бог Маиса, из которого затем создается вся человеческая жизнь, а близнецы-герои наказывают Владык Ксибальбы, которые с тех пор могут принимать только подношения, поврежденные каким-либо образом.
Находки в пещере ATM позволяют предположить, что именно этот миф майя разыгрывали в отчаянной попытке сразиться с владыками Ксибальбы, как это делали близнецы-герои.
"Майя, должно быть, верили, что злые Владыки Ксибальбы каким-то образом торжествуют во время засухи", - сказала Мойес, имея в виду стихийное бедствие, которое, по мнению экспертов, способствовало гибели цивилизации. "Владыкам Ксибальбы запрещено иметь красивые вещи, и почти все, что мы находим в пещере ATM, сломано, что заставляет меня думать, что это, должно быть, подношения для божеств подземного мира".
Мойес также объяснила, как все артефакты в пещере ATM были датированы временем до распада майя. "У нас есть очень точные радиоуглеродные даты. Мы знаем, что это произошло в очень короткий промежуток времени", - сказала она. "Вся керамика в пещере датируется 700-900 годами [н.э.]. [Майя в полной мере ощущают засуху примерно к 820 году [н.э.]. К 850 году область обезлюдела, поэтому они приходят в пещеру в разгар засухи, прямо перед тем, как она будет заброшена".
В центре Главной камеры, расположен небольшой Трехкаменный очаг, созданный майя из трех спелеотем (минеральных отложений, найденных в пещерах), как явную ссылку на трехкаменный очаг в "Пополь Вух", на котором после жертвоприношения возродился бог маиса.
Все так, как описывают Мойес и Аве в своей научной статье.
Один такой набор человеческих останков находится в бассейне рядом с очагом. Этот обезглавленный скелет ученые назвали "богом-имперсонатором" и предположили, что "центральное расположение [скелета] рядом с очагом из трех камней позволяет предположить, что жертвоприношение было призвано вызвать бога маиса и его путешествие через водный подземный мир". В нескольких метрах от этого места еще две жертвенные жертвы встретили свой конец. Основываясь на их положении, Мойес и Аве считают, что эти двое, должно быть, играли роль первых двух близнецов-героев.
Стоя в центре камеры, можно представить себе эту сцену. Однако Мойес ясно дала понять, что майя не всегда проводили такого рода ритуалы. "Среди майя, - сказала она, - мы почти не видим человеческих жертвоприношений до позднего классического периода [8-9 века н.э.]. И я думаю, что они начинают делать это, потому что у них в разгаре засуха, и они пытаются повысить уровень жизни".
На самом деле, Мойес считает, что мир майя параллелен нашему собственному. "История о том, что происходит с народом майя, - это настоящая человеческая история", - проводит параллель Холли. "Это история, которая отражает то, что мы видим сейчас в связи с изменением климата. В конце концов, майя просто молятся о дожде. Здесь, в Калифорнии, мы делаем то же самое. У нас есть знаки на шоссе, которые буквально гласят: "Молитесь о дожде"".
"Именно религиозный пыл привел майя в эти пещеры. Но когда ситуация становится отчаянной, а наука подводит нас, мы все начинаем молиться".