Снова Нидерланды. Амстердам
На протяжении веков рыбалка в знаменитых каналах Амстердама была частью жизни города. Однако сегодня вместо морепродуктов в улове чаще всего оказывается пластик.
Вопрос: Что общего у следующих предметов? Резиновые утки. Диско-шар. Ноутбук. Многочисленные секс-игрушки. Бутафорская рука зомби. Шариковая ручка, оказавшаяся семейной реликвией. Носок, набитый пакетиками с кокаином и весами.
Ответ: Все они были выловлены из мутно-голубых каналов Амстердама в прошлом году.
Это звучит извращенно, но наша главная цель - покончить с нашей компанией.
Если рыбалка на каналах Амстердама и связана с чем-то в наши дни, то это скорее экологический туризм и забота об окружающей среде, чем рыбалка. В этом есть своя логика, но, по словам Евы де Йонг, менеджера по операциям компании Plastic Whale, первой в мире профессиональной компании по ловле пластика, это дает огромную отдачу: "Мы хотим достичь того момента, когда в каналах Амстердама больше не останется ни пластика, ни мусора, который мы могли бы вылавливать. Это наша надежда".
Плавая по каналу Принсенграхт, наша маловероятная рыбацкая лодка двигалась на юг в сторону Амстердама, который знают большинство туристов. Тот самый, с лодками-домиками и блинными ресторанами. Тот самый, с разводными мостами, велосипедами на цепях и двускатными домами, включая самый известный, где во время Второй мировой войны прятались от нацистов подросток-дневник Анна Франк и ее семья.
Но есть два Амстердама, и я приехал сюда, чтобы увидеть другой, менее привлекательный. Тот, где рыболовные сети используются для вылавливания хрустящих пакетов из бурлящих каналов. Тот, где пластиковые бутылки извлекают из запутанных птичьих гнезд, а пивные банки, которые валяются под живописными мостами, убирают день за днем. Такой вид туризма - по сути, уборка за другими посетителями и местными жителями - не для всех.
Созданная в 2011 году компания Plastic Whale в настоящее время имеет флот из 11 судов, причем два судна работают по франшизе в Роттердаме. Каждое судно с электрическим двигателем изготовлено из вторичного сырья, выловленного из каналов, и каждое из них является индивидуальным произведением искусства, поддерживаемым голландским спонсором и украшенным мозаикой, сделанной из выловленных крышек от пивных бутылок.
Мягкий рокот двигателя звучал, когда мы протаскивали сети по воде, собирая первую утреннюю порцию мусора. В моем перегруженном сачке оказались сигаретные пачки, одноразовые стаканчики из-под кофе и помятая картонная коробка из пенопласта. В сачке де Йонга была целая коробка утонувших пивных бутылок.
"Так вы, конечно, увидите Амстердам с другой стороны", - сказал шкипер лодки Беренд Хильбертс, маневрируя судном к очередному заваленному мусором углу. "Все это совершенно новое. И я должен знать. Я убирал это же место вчера".
Разве это не деморализует, спросил я? "Вовсе нет", - ответил Хилбертс, не задумываясь. "Мы промываем всю систему, и со временем мы видим меньше мусора и меньше пластиковых бутылок, чем когда компания только начинала свою деятельность. На самом деле это очень мотивирует".
Однако неопровержимые доказательства указывают на другую реальность. По оценкам Университета Лидса, в глобальном масштабе 1,3 миллиарда тонн пластика окажутся на нашей земле и в морях к 2040 году. Даже если будут приняты решительные меры по изменению поведения людей, говорится в исследовании, в ближайшие 20 лет в окружающую среду попадет еще 710 миллионов тонн пластикового супа. Этого достаточно, чтобы покрыть площадь Великобритании в 1,5 раза, и представляет собой экологическую катастрофу почти невообразимого масштаба. Такая статистика - а таких цифр гораздо больше - по праву вызывает ужас.
В реальном выражении сегодня масштабы проблемы легче осознать. По оценкам, ошеломляющие 10% всего пластика - целых 2,41 миллиона тонн - оказываются в океанах. Всемирный день очистки (19 сентября) и Международный день очистки побережья (21 сентября) помогают привлечь мимолетное внимание к этой проблеме каждый год, но масштабы проблемы неумолимы. Достаточно погуглить такие экологические парадоксы, как Великое тихоокеанское мусорное пятно (водоворот пластикового супа в северной части Тихого океана) или Западное мусорное пятно у берегов Японии, чтобы убедиться в непреодолимой реальности проблемы пластика.
Все это не осталось незамеченным для основателя и генерального директора компании Plastic Whale Мариуса Смита, чья личная история стала маршрутом к более широкой истории пластикового супа. Его озарило, когда во время путешествия по Юго-Восточной Азии он воочию убедился в масштабах мировой проблемы пластика. Слишком часто он обнаруживал пляжи, загроможденные бутылками.
"Я стоял на одном конкретном пляже в индонезийском Борнео сразу после шторма", - рассказал он мне через несколько дней после моей поездки на ловлю пластика. "Весь пляж был завален пластиковыми отходами. Настолько, что не было видно песка. Это потрясло меня до глубины души".
Став крестоносцем против пластика, Смит вернулся в Амстердам, поклявшись сделать что-то для решения проблемы на своем собственном заднем дворе. Рыбалка в знаменитых каналах была частью городской ткани на протяжении веков, местные жители занимают места на реке Идж и Северном морском канале с приманками и лесками, чтобы поймать судака, леща и окуня. Смит, бесстрашный человек с опытом работы в маркетинге, увидел что-то в этом наследии.
Я должен сделать что-то из этого, сделать невозможное возможным.

Вскоре после этого Смит пришел к такому выводу: ему нужно изготовить судно из переработанных отходов амстердамских каналов, и он будет на верном пути. Он никогда не водил лодку и тем более не строил ее, но был убежден, что именно это он должен сделать. "Как только идея зародилась, - добавил он, - пути назад уже не было".
Тот первый год стал небольшим триумфом и послужил сигналом к действию для друзей и местных жителей. С тех пор его концепция пластиковой рыбалки развивается с каждым годом. В прошлом году "Пластиковый кит" выловил из каналов Амстердама более 40 500 пластиковых бутылок, и более 18 000 туристов оказали ему помощь. По сути, это стало не столько эксцентричным паломничеством, сколько почетным знаком.
Отчасти успех был достигнут благодаря тому, что компания помогает правительству и предприятиям более широкого масштаба понять, что отходы имеют ощутимую экономическую ценность. Компания Starbucks была одной из первых, кто отправился на рыбалку вместе со Смитом и Ко, а затем были проведены мероприятия в Лондоне, Франкфурте, Гамбурге и Генте, чтобы опробовать концепцию в международных водах.
Конечно, пластиковый суп, извлеченный из воды, не дает представления о продукции, которую можно изготовить из переработанного полиэтилентерефталата, или ПЭТ. Попадая на перерабатывающий завод, он может быть переработан в ценные побочные продукты ПЭТ и всевозможные творческие возможности: в настоящее время хлопья, гранулы, волокна и войлок инновационно перерабатываются в сиденья, столы, столы для заседаний и светильники. Это старый, ненужный хлам, который кажется очень новым.
Помимо очистки Нидерландов, у "Пластикового кита" есть и другие амбициозные цели. Следующий проект, который будет запущен в октябре, - борьба с пластиковым супом в Гане, на которую Смит обратил внимание после того, как увидел душераздирающую фотографию пляжа, заваленного мусором. Предложение? Развернуть семь центров по переработке отходов, чтобы решить проблему прямо у источника.
"В конечном счете, мы - социальное предприятие с миссией, и нам нужно продолжать просвещать людей, что пластиковые отходы имеют экономическую ценность", - заключил Смит. "Сначала это были Нидерланды, теперь Гана. И кто знает, что будет дальше. Только тогда мы сможем изменить отношение людей к пластику".
В мире Смита рыбакам - и мечтателям - всегда рады.