Революционное новшество - в отпуск с водородным самолетом.
Полеты считаются убийцей климата, но количество полетов во всем мире растет. Стартап из Штутгарта хочет революционизировать международное воздушное сообщение и вывести на рынок климатически нейтральный водородный самолет к 2029 году.

Самолет, который Йозеф Калло хочет использовать, чтобы показать миру, что водород работает в авиации, выглядит как два планера, смонтированных вместе. Эта конструкция с двойным корпусом соединяет две кабины с четырьмя сиденьями. Посередине пропеллер приводит в движение «HY4». Но что действительно революционно, так это пропеллер: топливный элемент производит электроэнергию, используя водород и кислород из окружающей среды. Энергии достаточно, чтобы самолет продолжал летать. «В этом самолете у нас была возможность показать и реализовать силовую установку, архитектуру силовой установки и функциональность силовой установки», — говорит Калло.
Новая цель: выполнение полетов до 2029 г.
В 2016 году «HY4» впервые взлетел — как первый в мире четырехместный пассажирский самолет с технологией водородных топливных элементов. С тех пор пионер водорода Калло и его команда из штутгартского стартапа H2Fly увеличили характеристики и дальность полета самолета. Говорят, теперь можно проехать до 1500 километров. Шаг вперед, но все же значительно меньший, чем у широкофюзеляжных самолетов с двигателями на ископаемом керосине.
По словам Калло, разработка четырехместного автомобиля — это только первый шаг. В толстой куртке и капюшоне основатель H2Fly стоит на ледяном ветру на перроне в аэропорту Штутгарта. Рядом с ним ближнемагистральный самолет. «Этот самолет, DO328, позже сможет летать на расстояние до 2000 километров, — говорит Калло. Это примерно соответствует расстоянию от Штутгарта до Крита, которое должен преодолеть 40-местный Dornier 328 на одном баке водорода.
Центр передового опыта для передовых технологий.
В нескольких метрах от машины премьер-министр Винфрид Кречманн выступает в здании пожарной охраны аэропорта по случаю начала проекта первого в Германии центра передового опыта в области водорода. Государство поддерживает строительство H2Fly более чем пятью миллионами евро. В ангаре на территории аэропорта будут испытательные стенды, мастерские и лаборатории для разработки водородно-электрических приводов.
«Водород в авиации — это не просто площадка для любопытных исследователей, это жесткая конкуренция», — заявил премьер-министр «Зеленых». В конечном счете, вопрос в том, у кого есть первый водородный самолет. Баден-Вюртемберг находится в хорошем положении. «Центр является важным вкладом в будущее авиации с нулевым уровнем выбросов», — подчеркивает Анна Кристманн, координатор федерального правительства по аэрокосмической отрасли.
Водородные самолеты от Airbus к 2035 году.
Промышленный гигант Airbus также играет важную роль в борьбе за экологичные полеты. К 2035 году авиастроитель хочет вывести на рынок водородный пассажирский самолет на 100 мест. Вместо топливных элементов Airbus хочет сжигать в двигателях водород.
В то же время ведутся разработки по использованию синтетического топлива, так называемого eFuels. Преимущество этой технологии в том, что можно продолжать использовать существующие парки самолетов, говорит Карстен Бенц, профессор управления воздушным движением в Университете Вормса. Но все еще есть препятствия: «Синтетическое топливо в настоящее время производится из биомассы и, к сожалению, пока недоступно в достаточном количестве», — говорит Бенц.

Экономическое использование сомнительно - отсутствует инфраструктура.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), на транспортный сектор приходится около четверти мировых выбросов CO2. Воздушный транспорт составляет три процента от общего объема глобальных выбросов. Полет из Штутгарта на Крит и обратно потребляет около 0,82 тонны CO2 на человека, исходя из калькулятора выбросов CO2 Федерального агентства по окружающей среде. Основатель Калло хочет пройти тот же маршрут без вредных выбросов на своей 40-местной машине DO328.
Профессор авиации Бенц видит проблемы с необходимой новой водородной инфраструктурой: «Сейчас в аэропортах есть операционные системы, системы заправки керосином, а поскольку самолеты эксплуатируются более 20 или 30 лет, параллельные системы — водород и обычное авиационное топливо — будут необходимо». С точки зрения ученого, это делает хозяйственное использование сомнительным.
Тем временем штутгартский стартап смотрит вперед: если все пойдет по плану, водородный Dornier должен отправиться в свои первые испытательные полеты в 2025 году. В 2029 году первые пассажиры смогут занять свои места и путешествовать, не стыдясь летать.