О духовном содержании фильма "Ирония судьбы или с лёгким паром"
Прощаясь со старым годом, мы традиционно пересматриваем советскую классику или включаем ее хотя бы фоном, пока накрываем на стол, повышая температуру и ощущение праздника. "Иронии судьбы, или с лёгким паром" скоро исполнится 45 лет, что является поводом не только еще раз пересмотреть ее, но и написать об этом новогоднем гимне. Тем более, что прошло уже пять лет со дня ухода из жизни Эльдара Рязанова, подарившего нам веру, надежду и любовь этой сказкой.
Грустную комедию, снятую для телевидения, а затем вышедшую в прокат, любят даже те, кто совсем не ностальгирует по советской эпохе. Полюбившиеся герои, которых играют выдающиеся актеры, оказываются в глупой ситуации, а еще, как пишет критик Денис Горелов, потому что сценаристы "нутром чуют, что это про нас, про "щас спою", что это ценная метла". Но экранизация пьесы Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, вышедшая в период возрождения советской комедии и ставшая таким же атрибутом Нового года, как салат "Оливье" и мандарины, несмотря на свое амурное настроение, является тонкой сатирой на советскую жизнь.

Многие забывают, но фильм начинается не в бане, где веселые товарищи провожают одиночество Женьки Лукашина, героя Андрея Мягкова. Пролог - рисованный мультфильм. В нем архитектор передает различным бюрократам план нового здания, которое постепенно теряет свою индивидуальность и превращается в безликую панельку. Сметая все на своем пути, мимо проносятся "типовые" советские панельные здания. "До какого абсурда дожили наши предки. Они мучились над каждым архитектурным проектом. А теперь в каждом городе строят типовой кинотеатр "Ракета", где можно посмотреть типовой фильм", - с усмешкой говорит Павлик, персонаж Александра Ширвиндта. Дома, улицы и жизнь стали "типичными", даже человек в аэропорту путается. Только "Ирония судьбы" - не типичный советский фильм, хотя кинематографически и драматургически он прост и практичен, как панельные многоэтажки. Впрочем, в простоте формы и заключается гениальность этой картины. Вот только гениальности в ней не хватает.
В общем и целом это одно из лучших произведений советского кинематографа!