Инцидент с воздушным шаром свидетельствует о большем, чем шпионаж, поскольку конкуренция с Китаем обостряется
Пройдут месяцы, прежде чем американские спецслужбы смогут сравнить дерзкий полет китайского аэростата наблюдения через всю страну с другими вторжениями в системы национальной безопасности Америки, чтобы определить, какое место он занимает.
В конце концов, конкурентов предостаточно.
Примерно 15 лет назад был украден проект самолета F-35, что позволило китайским ВВС создать свой собственный похожий стелс-истребитель с китайскими характеристиками. Был случай, когда в 2015 году главная хакерская команда Китая похитила из почти незащищенных компьютеров Управления по управлению персоналом файлы разрешений на работу 22 миллионов американцев. Это, в сочетании с украденными медицинскими файлами из компании Anthem и записями о поездках из отелей Marriott, предположительно помогло китайцам создать подробный план инфраструктуры национальной безопасности Америки.
Но для пущей наглости в этом шаре было что-то другое. Он стал предметом всеобщего восхищения, пролетая над ядерными шахтами в Монтане, затем был замечен вблизи Канзас-Сити и встретил свой кинематографический конец, когда ракета Sidewinder сбила его над мелководьем у побережья Южной Каролины. Неудивительно, что теперь он стал желанным объектом для военных и разведчиков, которые отчаянно хотят перепроектировать все останки, которые смогут восстановить Береговая охрана и ВМС.
Однако, помимо зрелища, созданного для новостей, весь инцидент говорит о том, как мало общаются Вашингтон и Пекин, почти 22 года спустя после столкновения американского самолета-шпиона и китайского истребителя в 70 милях от побережья острова Хайнань обе стороны поклялись улучшить управление кризисами.
"Мы не знаем, какова была эффективность разведки для китайцев", - сказал Эван Медейрос, профессор Джорджтауна, который консультировал президента Барака Обаму по вопросам Китая и Азии в Совете национальной безопасности. "Но нет сомнений, что это было грубое нарушение суверенитета", - то, против чего китайцы громко возражают, когда Соединенные Штаты пролетают и проплывают мимо островов, которые Китай построил из песчаных отмелей в Южно-Китайском море.
"И это сделало наглядным вызов Китая, - сказал г-н Медейрос, - когда вы, выгуливая собаку, смотрите вверх и видите в небе китайский шпионский аэростат".
Как выяснилось, это был далеко не первый случай. За несколько часов до того, как гигантский воздушный шар сдулся, Пентагон сообщил, что еще один шар находится в полете над Южной Америкой. Также была отмечена долгая история полетов китайских воздушных шаров над Соединенными Штатами (о которой Пентагон почему-то никогда не хотел говорить, пока этот инцидент не заставил его сделать это).
"Случаи подобной активности воздушных шаров наблюдались и ранее в течение последних нескольких лет", - говорится в заявлении представителя Пентагона бригадного генерала Патрика С. Райдера, опубликованном в четверг. Один из высокопоставленных чиновников сказал, что многие из них были в Тихом океане, некоторые вблизи Гавайских островов, где базируется Индо-Тихоокеанское командование, а также большая часть военно-морского потенциала и средств наблюдения Тихоокеанского флота.
Признание генерала Райдера поднимает вопрос о том, не смогли ли Соединенные Штаты несколько лет назад установить "красную линию" в отношении наблюдения с помощью воздушных шаров, по сути, поощряя Китай становиться все смелее и смелее. "Тот факт, что они и раньше заходили в воздушное пространство, не утешает", - сказала Эми Б. Зегарт, старший научный сотрудник Гуверовского института и автор книги "Шпионы, ложь и алгоритмы", посвященной новым технологиям повсеместного наблюдения. "Мы должны были разработать стратегию раньше", - сказала она, - и "мы должны были сигнализировать о наших границах гораздо раньше".