Цены на дизельное топливо упали в Европе, несмотря на запрет на российское топливо
Европейский запрет на российское дизельное топливо безболезненно прибыл в воскресенье.
Хотя ЕС отрезал своего крупнейшего поставщика, цены на фьючерсы на дизельное топливо в блоке упали на 1,6% в понедельник, что составило 20% потерь за последние две недели, так как спрос в регионе снизился, а усилия стран по накоплению запасов до запрета начали окупаться.
Падение цен будет встречено с облегчением миллионов дальнобойщиков, водителей и предприятий континента, которые полагаются на дизельное топливо. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, около 96% грузовых автомобилей, 91% фургонов и 42% легковых автомобилей в Европейском Союзе работают на топливе.
"Ожидание заключалось в том, что, когда вступит запрет, поставки дизельного топлива в Европу будут ужесточены, но, на самом деле, в настоящее время это не материализуется", - сказал CNN Марк Уильямс, директор по исследованиям консалтинговой компании Wood Mackenzie.
Запрет на дизельное топливо был введен через два месяца после того, как блок ввел эмбарго на импорт морской сырой нефти из России в рамках пакета санкций против Москвы за ее вторжение в Украину. На Россию пришлось 29% от общего объема импорта дизельного топлива в регионе в прошлом году, показывают данные Rystad Energy.
Страны подготовились к последнему запрету, наращивая импорт московского дизельного топлива в последние месяцы. По данным поставщика энергетических данных Vortexa, импорт Европы вырос почти на 19% в четвертом квартале 2022 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
"Эти акции должны выступать в качестве буфера против немедленной потери российского импорта дизельного топлива", - сказал Уильямс.
Спрос снизился
Спрос по всему блоку также слаб.
Данные OilX, фирмы по аналитике нефти, которая показывает, что спрос на дизельное топливо в Европе снизился в период с начала ноября по конец января по сравнению с тем же периодом годом ранее.
Аналитики объясняют спад отчасти более теплой, чем обычно, погодой в регионе, где дизельное топливо также используется в качестве отопительного топлива, и высокими ценами. Несмотря на недавнее падение, оптовые цены по-прежнему на 10% выше их уровня в то же время в прошлом году.
На насосе средняя стоимость литра дизельного топлива в ЕС достигла 1,80 евро (1,93 долл. США) 30 января по сравнению с 1,60 евро (1,72 долл. США) в то же время в прошлом году, показывают данные Европейской комиссии.
Нил Кросби, старший аналитик OilX, сказал CNN, что "постоянно слабые данные о спросе" в Европе помогли ей "существенно увеличить запасы газойля за последние несколько месяцев".
Тем не менее, может потребоваться несколько месяцев, чтобы полное влияние запрета было ощутитено, поскольку Европа начинает импортировать больше дизельного топлива от поставщиков дальше, что повлекло за собой более высокие транспортные расходы.
По данным Williams at Wood Mackenzie, блок уже импортирует значительно большие объемы дизельного топлива из Соединенных Штатов, Ближнего Востока и некоторых частей Азии.
Тем не менее, этого импорта будет недостаточно, чтобы «компенсировать потери российских баррелей в Европу», как только Европа сократит свои запасы, сказал он, добавив, что цены по сравнению с другими регионами-импортерами могут начать расти с третьего квартала этого года.
Россия перенаправила экспорт
Влияние запрета на Россию также может быть подавляющим.
Москве удалось перенаправить больше своего дизельного топлива на другие рынки с июля прошлого года. По данным Rystad Energy, экспорт в Турцию и Северную Африку вырос на 154% в период с ноября по январь по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
Хорхе Леон, старший вице-президент фирмы, видит, что эта тенденция продолжается, сказал он CNN, также предсказав, что российский экспорт в Южную Америку, вероятно, останется на «маргинальном» уровне.
Однако он добавил, что Соединенные Штаты могут перенаправить часть своего текущего экспорта дизельного топлива в Южную Америку в Европу, а затем российское дизельное топливо "найдет дом" в Южной Америке.
Кросби из OilX отметил, что есть "намного больше" потенциальных покупателей московского дизельного топлива по сравнению с экспортом сырой нефти.
"Большинство российских дизельных бочек справятся попасть на мировые рынки", - сказал он. "Понятие о том, что российскому дизельному топливу будет очень трудно найти новые дома, начинает терять доверие".