Американцы: правила командной игры

Каждое общество - это взаимосвязь индивидуальной свободы и ограничивающих нормативов морали и права. Стабильное развитие возможно при их сбалансированности. Если доминирует индивид, тогда начинается анархия и общество распадается. Если государство и/или локальный коллектив подавляет индивида, то начинается застой и деградация.
Для американского общества постоянной страшилкой было ограничение индивидуальных свобод государством, а для российского самоуничтожение в "бессмысленном и беспощадном бунте".
Но символ американской свободы - это не одинокий ковбой среди бескрайних прерий, а команда единомышленников, способная поставить разумные цели и найти средства для их достижения. Американский характер возник в экстремальных условиях Дикого Запада - фронтира, где пионер мог рассчитывать только на свои силы, но где он не мог выжить в одиночку. Робинзон Крузо, которого изобразил Даниэль Дэфо, к сожалению, был только красивой выдумкой.
В 1845 г. Лэнгсфорд Хастингс описал поход 160 переселенцев из Миссури в Калифорнию, как процесс формирования такой команды: "мы ринулись... в дикие края "западного мира", охваченные бурной радостью, искрящимся весельем и ожиданием счастья... Но стоило лишь нескольким дням пути отдалить нас от родных мест, где царили покой и безопасность, как "американский характер" проявил себя во всей красе. Все были исполнены решимости командовать, но никак не подчиняться. И вот мы оказались в состоянии полного хаоса - без закона, без порядка и без выдержки... В разгар этой сумятицы наш капитан предложил "встать на якорь", разбить лагерь и разработать кодекс правил для дальнейшего управления нашей компанией. Предложение получило мгновенную поддержку, ибо в роли законодателя предстояло выступить каждому".
Таким образом возникали американские общины, которые Алексис де Токвиль определил, как первоисточник народного суверенитета. Фундаментом американского общества стал вооруженный народ, который делегировал государству строго определенные функции и готов в любой момент забрать их обратно. Именно поэтому в США так трудно принять законы, ограничивающие право владеть огнестрельным оружием, несмотря на регулярные трагедии по вине вооруженных психопатов. У американцев а подсознании заложен принцип личного права на самооборону с кольтом или винчестером. И уже во вторую очередь самые слабые будут обращаться за помощью к полиции.
Американцы унаследовали у своих британских кузенов правило "мой дом - моя крепость", но для них так же важно общение с соседями. Поселок или городской квартал - это социум, в котором существует множество различных специализированных должностей.
В 1830 г. в штате Массачусетс 610 тысяч жителей были организованы в 305 общин в среднем по 2 тысячи человек. Они избирали городские или сельские муниципалитеты, в которых распределялись административные обязанности. Выборный шериф (или констебль) обеспечивал правопорядок, казначей распоряжался денежными фондами, школьный инспектор - делами образования, а секретарь вел протоколы заседаний. Токвиль насчитал в Массачусетсе 19 основных должностей. Ни один гражданин под угрозой штрафа не мог уклониться от выполнения общественных обязанностей, но большинство из административных постов оплачивалось, чтобы их могли занимать малоимущие американцы.
Французский наблюдатель открыл главный закон гражданского общества: "во все том, что касается взаимных граждан по отношению друг к другу, он [гражданин] оказывается в положении подчиненного. Однако во всем том, что касается его самого, он остается полновластным хозяином: он свободен и обязан отчитываться в своих действиях только лишь перед Богом".
Принцип народовластия действует по закону храповика, механизма, не имеющего обратного хода. Американское государство строилось "снизу вверх": община подчинялась правительству штата только в публичных интересах, т.е. в делах, касающихся всей совокупности общин. Однако общины подчиняются обязательствам штата перед его соседями или перед федеральным центром. Община не имеет права запретить строительству федеральной дороги через свою территорию или учить детей в школах по своим собственным программам.
Токвиль тонко подметил, что община вызывает у американцев сильный патриотизм и привязанность к "малой родине", но не разжигает честолюбивых помыслов.
Именно поэтому в США в 19 веке не было революций и военных переворотов. Президенты избирались в достаточно преклонном возрасте, а министры, сенаторы и конгрессмены получали свои престижные статусы "по воле случая или после того, как человек прославился на каком-то другом поприще".
Американская нация расселялась на огромном североамериканском континенте и одновременно рассредотачивала систему государственного управления. В 20 веке США избежали опасности тоталитаризма, но в начале следующего столетия оказались на грани раскола, а в жесткой борьбе за Овальный кабинет в Белом доме схлестнулись честолюбивые и амбициозные политики. Но это уже другая история.