Какие изменения ждут водителей в 2023
Следующий год ознаменуется целым рядом, включая повышение платы за техосмотр, изменения в Законе о дорожном движении, увеличение штрафов и использование камер для поимки незастрахованных водителей. Нижеприводится краткий дайджест новых законодательных актов, некоторыеиз которых уже утверждены, а некоторые вступят в силу в течениетекущего года.
1
Обязательное страхование ОСАГО автотранспорта: повышение штрафов, автоматическое зачисление в полис
В 2023 годунаконец-то будетзапущена система автоматического выявления водителей, неоплачивающих свои штрафы. Видеокамеры проверят регистрационный номер автомобиля по базеданных страховой компании. Если у автомобиля нет страхового полиса, владелец будет оштрафован, в настоящее время это 800 рублей. Однако есть важные нюансы. Камеры могут регистрировать только одно правонарушение в день, что означает, что в месяц можетбыть до 25 000 рублей.
С конца прошлого года поступило предложение увеличить штраф за отсутствие страхового полиса с 800 до 5000 рублей и штраф за использование страховки с недостовернымиданными с 500 до 3000 рублей. Власти надеются, чтоэто позволит сократить число не застрахованных водителей. Проблема усугубилась отказом страховых компаний оформлять ОСАГО иочереднымпересмотромтарифов ОСАГО.
Кстати, раньше страховые компании могли менять свои тарифы ОСАГО только раз в год, но это правило было отменено в 2022 году, поэтому тарифыи коэффициенты почти наверняка придется корректировать в этом году. 2
Ценынатехосмотр автомобилей растут.
С 1 января 2023 годавпервые за долгоевремябудутпересмотреныновыеценынатехосмотр: ФАСустановила минимальную ценунаавтомобильв 913 рублей, и большинство регионовразумноустановили именнотакуюцену. ОндействовалвЧелябинске (545 рублей), Свердловске (498 рублей), Новосибирске (520 рублей), Тюмени (596 рублей) иМоскве (720 рублей). ТольконесколькорегионоввыбралитарифывышенижнегопределаФАС, включаяМосковскуюобласть (940 рублей), Амурскуюобласть (1401 рубль), Ленинградскуюобласть (1073 рубля) и Санкт-Петербург (1543 рубля).
Хотябольшинствоавтомобилейужененуждаютсяврегулярномтехническомобслуживании, естьиисключения. Частныеавтомобили, например, обязаныменятьсвоирегистрационныеданные, еслиихвозрастпревышает четыре год 3
Обновленные ПДД — с 1 марта 2023 года
Большая часть изменений в ПДД относится к электросамокатам, неопределенный статус которых породил множество споров и конфликтов. Прежние ПДД не давали однозначного ответа, являются ли самокаты механическими транспортными средствами или их пользователи приравниваются к велосипедистам и даже пешеходам. В новой версии правил вводится понятие «средство индивидуальной мобильности», под которым понимается колесный аппарат с максимальной скоростью до 25 км/ч и массой до 35 кг. Электросамокатам и моноколесам разрешено перемещаться по тротуарам и велодорожкам, а для регулировки их движения будут использоваться специальные знаки. На пешеходных зонах у самокатчиков не будет приоритета, а при пересечении проезжей части им нужно будет спешиваться. По краю проезжей части можно будет двигаться с 14 лет, если лимит скорости на дороге не более 60 км/ч и разрешено движение велосипедистов. При этом самокат должен быть оснащен тормозной системой и фарами белого и красного цвета. Пользователи обычных (не моторизованных) самокатов по-прежнему приравниваются к пешеходам.
Из мелких новшеств ПДД: запрет движения, остановки и стоянки на направляющих островках и островках безопасности. В ПДД появится несколько новых знаков, например, обозначающих место зарядки электромобилей. Еще важнее, что в ПДД наконец внесут новую конфигурацию знака «Парковка», совмещенную со знаком «Инвалид» или «Зона платной парковки». Такие знаки активно используются с 2021 года, но до сих пор не были внесены в ПДД. В целом они неудачны и плохо считываются взглядом. Их внедрение законодатели объясняют борьбой за визуальную чистоту городов. При этом штраф за стоянку на месте для инвалидов составляет 5000 рублей, также предусмотрена эвакуация, поэтому плохая заметность таких знаков является проблемой. Употреблениенаркотиковза рулемнаконец-тобудет запрещено
Вопросотом, законно лизадерживатьводителей, которыепринимаютпсихотропные препараты и садятсязаруль, будетрешатьсяв 2023 году. В конце прошлого года Конституционный суд России запретил наказыватьводителейзаупотреблениевеществ, невключенныхвсписокпсихотропныхпрепаратов (например, снотворногофеназепама). Конституционный судпопросилзаконодателей изменить статью 12 (8)Административногокодекса, чтобыонараспространяласьинаводителей, употребляющихпсихотропныепрепараты. Этоозначает, чтопослаблениебыловведенотольковкачествепереходного периода, ив будущемсписокзапрещенныхдляуправленияавтомобилем препаратовможет быть расширен, аописаниенаркотиковможетстатьболеечетким.
Корвалор, безрецептурноеуспокоительноесредствоспсихотропнымвеществомфенобарбитал, являетсяпримером"наркотическойпроблемы":заегоупотреблениепредусмотренолишениелицензиина 1,5-2 года и штрафв размере 30 000 японских йен, азаповторноеупотреблениепредусмотреноуголовноенаказание. Однаконекоторыепсихотропныепрепаратыневходятвправительственныйсписок, и практикавотношениинихостаетсяспорной. Именноэту двусмысленностьтребуетустранить Конституционный суд. 5
Медосмотр уходит на дистант
С 1 сентября 2023 года появляется возможность усиленного контроля за медицинским состоянием водителей, правда, речь исключительно о наемных сотрудниках (водителях автобусов, развозных фургонов, такси и так далее).
Новые правила разрешают работодателю осуществлять проверки не только перед или после рейса, но даже во время работы. Речь идет о выявлении признаков отравления, заболеваний и опьянения. Контроль может идти даже в дистанционном режиме: документ подготовил почву для использования автоматических алкотестеров, а также детекторов усталости.
Автоматический контроль не разрешен за водителями военных машин и междугородних автобусов (если маршрут более 300 км), перевозчиками опасных грузов и групп детей. Предполагается, что эти категории проходят тщательный предрейсовый контроль. 6
Таксистыбудутущемленызаконом
С 1 сентября 2023 годавступаетвсилузакон, призванныйусовершенствоватьработу таксистов. Например, гражданам, имеющимсудимостьзанасильственноепреступлениеитриилиболеенеоплаченныхштрафазанарушениеправилдорожногодвижения, будетзапрещеноуправлятьтакси. Транспортные средства должны быть обозначены шинамииоранжевымиогнями.
Иглавное изменение-это легализация отношениймеждуагрегаторамиичастнымитаксистами. Согласнозакону, таксомоторныекомпаниибудутнестиответственностьзаподборводителейи зааварии, ибольшенесмогутвыдаватьсебяза"информационныхпартнеров".Однаковобщихслучаяхответственностьбудетсубсидиарной. Этоозначает, чтопострадавшиеклиентыдолжнысначаладобиватьсякомпенсацииотводителя (черезстраховуюкомпаниюиливсудебном порядке) итолькопотом обращаться к агрегатору.
Агрегаторыбудутобязаныиметьфилиалврайонесвоейдеятельности, еслиониэксплуатируютболее 4000 легковыхтаксивдень. Ряд идей ненашлиотражениявокончательномварианте, например, иностраннымавтомобилямпо-прежнемуразрешеноработатьвтакси (былотакжепредложениеограничитьэтотолькороссийским автопромом).
Подробнее о новом законе о такси.
Поделиться
7
Государственнаядорожная полицияполучит доступ кмедицинскимкартамводителей
В первом чтении принят законопроект об обмене данными междуМинистерствомздравоохраненияиМинистерствомвнутренних дел и коммуникацийо состоянии здоровья водителей. Этопозволит дорожной полицииполучатьактуальнуюинформациюо заболеванияхводителя, ухудшающихуправлениетранспортным средством.
Внастоящеевремяводителиобязаны проходить медицинское освидетельствованиепривыдачеправ, азатемкаждые 10 лет припродленииправ (заисключениемпрофессиональныхводителей). Однакоесли, например, входеобследованияилилечениявыясняется, чтовождениепротивопоказано, водительможетуправлятьавтомобилемдоистечениясрокадействияправ. Еслиэтотзаконбудетпринят, дорожнаяполициясможетприостанавливатьдействиеправдотех пор, пока водитель не предоставитсправкуонормализации. 8
Общение инспекторов и водителей (снова) регламентируют
МВД готовит новый «Порядок осуществления надзора за безопасностью дорожного движения» — документ, который определяет полномочия инспекторов ГИБДД при общении с водителями. Ожидается, что он заработает в 2023 году. Изменений много, но в целом они не очень глобальные. Например, инспекторам разрешает использовать для фотовидеофиксации личные смартфоны, при этом отвечать на звонки по телефонам водителей они не смогут (это на случай, если водитель предлагает инспектору поговорить с генералом).
Более четко пропишут условия, при которых инспектор может попросить или потребовать у водителя выйти из машины. Основанием для остановки автомобиля может служить проверка документов, а в случае проведения специальной операции соответствующие документы инспектор сможет продемонстрировать в отделении полиции (нередко водитель требует предъявить их прямо на месте). Последние пункты нужны для разрешения давнего спора, могут ли инспекторы тормозить водителей вне стационарных постов ДПС. Полицейские уже могут это делать, но новый порядок пропишет их полномочия более явно.
