Почему так много людей во Франции протестуют против пенсий
Президент Эммануэль Макрон продвигает планы повышения установленного законом пенсионного возраста с 62 до 64 лет, несмотря на третий день забастовок, широкую общественную оппозицию и ожесточенную парламентскую борьбу.
Забастовки затронули общественный транспорт и железнодорожное движение во Франции во вторник в связи с третьим днем энергичных протестов, которые едва ли месяц в этом году против широко непопулярных планов президента Эммануэля Макрона поднять установленный законом возраст выхода на пенсию с 62 до 64 лет.
Продолжающиеся протесты, собиравшие более миллиона человек на каждый предыдущий марш, стали серьезным испытанием для г-на Макрона после его переизбрания в прошлом году, поскольку недавние опросы общественного мнения показывают, что более двух третей французов выступают против его предложения.
В Национальной ассамблее, нижней палате парламента Франции, идут жаркие дебаты по законопроекту о пенсиях, где у партии г-на Макрона и ее союзников недостаточно голосов, чтобы принять законопроект самостоятельно.
Правительству придется полагаться на непостоянную поддержку основных консерваторов и отбиваться от тысяч поправок левых законодателей.
Г-н Макрон и его правительство заявляют, что им необходимо изменить пенсионную систему Франции, чтобы поставить ее на более прочную финансовую основу по мере роста продолжительности жизни и снижения соотношения работающих и пенсионеров.
Оппоненты, в том числе единый фронт профсоюзов, оспаривают необходимость срочности. Они говорят, что г-н Макрон нападает на заветное право на пенсию и несправедливо обременяет рабочих из-за его отказа повысить налоги для богатых. Ни одна из сторон не показала никаких признаков отступления.
Хотя общие сбои были ограничены, протесты и периодические забастовки рабочих в школах, общественном транспорте, нефтеперерабатывающих заводах и электростанциях ясно показали широко распространенное недовольство, оказывая растущее давление на г-на Макрона. Он мало говорил публично о пересмотре пенсионной системы и оставил свое правительство на переднем крае ее защиты. Но он поставил большую часть своего наследия второго срока на то, чтобы добиться этого.
Подождите, почему это кажется знакомым?
Перспектива капитального ремонта пенсионной системы долгое время была третьей опорой французской политики, вызвав массовые протесты в 1995 и 2010 годах, задолго до того, как г-н Макрон вступил в должность. Это уже второй раз, когда пенсионные планы г-на Макрона встречают ожесточенное сопротивление.
Средний срок службы модели среднего размера
В 2019 году, во время его первого срока, усилия г-на Макрона по пересмотру щедрой пенсионной системы Франции привели к массовым уличным протестам и массовым забастовкам, в том числе к одной из самых продолжительных забастовок на транспорте в истории страны. Правительство отложило эти планы после того, как разразилась пандемия коронавируса.
Между тем, что г-н Макрон делал тогда, и тем, что он делает сейчас, есть ключевое различие: первоначальный проект г-на Макрона не предусматривал увеличения установленного законом пенсионного возраста. Вместо этого он стремился к всеобъемлющему пересмотру головокружительно сложной архитектуры пенсионной системы. Цель состояла в том, чтобы объединить 42 различные пенсионные программы в более справедливую, единую систему, используя баллы, которые работники будут накапливать и использовать после выхода на пенсию. Но планы оставили многих в замешательстве и опасения, что их пенсии уменьшатся.
Так что же делает Макрон на этот раз?
Последние планы представляют собой гораздо более простую попытку сбалансировать финансы системы, заставив французов работать дольше, что, по признанию правительства, будет трудным для некоторых, но настаивает на необходимости.
Пенсионная система Франции опирается на распределительную структуру, в которой работники и работодатели облагаются обязательными налогами на заработную плату, которые используются для финансирования пенсий по старости. Эта система, которая позволила поколениям выходить на пенсию с гарантированной государственной пенсией, не изменится.
Во Франции один из самых низких показателей риска бедности среди пенсионеров в Европе, а чистый коэффициент замещения пенсии — мера того, насколько эффективно пенсионный доход заменяет предыдущий заработок — составляет 74 процента, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, что выше, чем ОЭСР и средние показатели по Европейскому Союзу.
Но правительство утверждает, что растущая продолжительность жизни оставила систему во все более шатком состоянии. В 2000 г. на каждого пенсионера приходилось 2,1 работника, платящего в систему; в 2020 году это соотношение упало до 1,7, а в 2070 году, согласно официальным прогнозам, оно упадет до 1,2.
Антуан Боцио, экономист Парижской школы экономики, сказал, что не было краткосрочного «взрыва дефицита», который нужно было срочно решать. Но «как только вы сказали, что система не находится в опасности или на грани катастрофы, — сказал он, — это не значит, что в долгосрочной перспективе не будет проблем».
Чтобы сохранить финансовую жизнеспособность системы без дополнительных денег налогоплательщиков, правительство хочет постепенно повышать установленный законом пенсионный возраст на три месяца каждый год, пока он не достигнет 64 лет в 2030 году. Должны платить в систему, чтобы получить полную пенсию.
«Эта реформа необходима», — сказал г-н Макрон в понедельник вечером во время визита в Нидерланды.
Почему план так непопулярен?
Противники говорят, что г-н Макрон преувеличивает угрозу прогнозируемого дефицита и отказывается рассматривать другие способы сбалансировать систему, такие как повышение налогов на заработную плату, отделение пенсий от инфляции или повышение налогов на богатых.
Оппоненты утверждают, что увеличение продолжительности работы людей несправедливо повлияет на рабочих, которые часто начинают свою карьеру раньше и имеют в среднем более короткую продолжительность жизни, чем белые воротнички.
«Шестьдесят четыре невозможно», — заявил в прошлом месяце новостному каналу BFM TV Филипп Мартинес, глава профсоюза CGT, второго по величине во Франции. «Пусть они посетят цех текстильной фабрики, или скотобойню, или пищевую промышленность, и они увидят, каковы условия труда».
Некоторые опасаются, что их заставят выйти на пенсию позже, потому что пожилые люди, которые хотят работать, но теряют работу, часто сталкиваются с возрастной дискриминацией на рынке труда.
Непопулярность плана также во многом связана с существовавшим ранее гневом на г-на Макрона, который изо всех сил пытался избавиться от имиджа оторванного от мира «президента из богатых».
Сделав пенсии краеугольным камнем своего второго срока — он не может баллотироваться на третий срок подряд — г-н Макрон также превратил их в своего рода референдум по поводу своего наследия.
«Вот почему против него настроены не только все профсоюзы, но и большая часть общественного мнения», — сказал Жан Гарриг, ведущий историк политической культуры Франции. «Привязывая себя к проекту, сопротивление ему усиливается, в некотором роде драматизируется».
Что будет дальше?
Правительство объявило о мерах, призванных успокоить оппозицию: повышение минимальной месячной пенсии до 1200 евро, или около 1300 долларов; продолжающиеся исключения, позволяющие тем, кто начинает работать в более молодом возрасте, раньше выходить на пенсию; и другие меры, помогающие пожилым людям оставаться на работе.
Но правительство не продемонстрировало никаких признаков отказа от повышения установленного законом возраста выхода на пенсию, что, по словам премьер-министра Элизабет Борн, не подлежит обсуждению. Профсоюзы готовятся к продолжающимся, если не непрерывным, протестам и забастовкам, в то время как законодатели, особенно левые и крайне правые, ведут ожесточенную борьбу против пенсионного законопроекта.
Партия г-на Макрона «Возрождение» и ее союзники больше не имеют абсолютного большинства в Национальной ассамблее и будут бороться за принятие закона о пенсиях самостоятельно. Им придется полагаться на французских республиканцев, основную консервативную партию, руководство которой заявило, что может поддержать законопроект.
Г-н Макрон надеется пережить протесты и принять законопроект посредством бурных дебатов в нижней палате, как это сделал Николя Саркози на посту президента в 2010 году, когда он поднял пенсионный возраст с 60 до 62 лет, несмотря на массовые демонстрации.
Но некоторые рядовые республиканцы — и даже члены партии г-на Макрона — выразили недовольство текущей версией законопроекта, а это означает, что голосование может закончиться, если протесты избирателей заставят отдельных законодателей отказаться. Некоторые французские новостные агентства уже начали подсчет голосов.
Правительство могло бы использовать редкий конституционный инструмент, чтобы протолкнуть законопроект без голосования, шаг, который подверг бы кабинет министров вотуму недоверия, и который г-жа Борн успешно использовала несколько раз осенью, чтобы добиться принятия законопроектов о финансах. Но использование его в гораздо более спорном и последовательном законодательстве может еще больше разжечь напряженность на улицах.
Левые законодатели также подали более 10 000 поправок к законопроекту — если нижняя палата не сможет принять их все к середине февраля, законопроект автоматически попадет в Сенат.
Ссылка на оригинал: Подробнее ➤
