Протокол Brexit Северной Ирландии является законным, постановил Верховный суд
Протокол Северной Ирландии является законным, постановил Верховный суд, отклонив юридический вызов договоренностям о Brexit со стороны группы профсоюзных лидеров, включая бывших первых министров, покойных Дэвида Тримбла и Арлин Фостер.
Пять лордов, председательствовавших в высшей судебной инстанции Великобритании, единогласно отклонили апелляцию по всем трем основаниям, включая утверждения о том, что торговые договоренности о Brexit нарушили Акт Союза 1800 года и Закон Северной Ирландии 1998 года.
Вынося решение в Верховном суде, лорд-судья Стивенс отметил, что семь апеллянтов утверждали, что протокол «привел к существенному уменьшению статуса Северной Ирландии в Великобритании», но постановил, что протокол не нарушает предыдущие законы.
Лидер Демократической юнионистской партии Джеффри Дональдсон заявил, что решение протокола, против которого выступает его партия, «никогда не будет найдено в судах», но заявил, что торговые соглашения о Brexit остаются «экзистенциальной угрозой для будущего Северной Ирландии».
Он добавил, что «эти дела помогли выявить некоторые причины, по которым профсоюзы единогласно отвергли протокол», призвав правительство рассмотреть аргументы, выдвинутые апеллянтами.
Это решение является неудачей для DUP, которая утверждала, что конституционное положение Северной Ирландии в Великобритании было ослаблено протоколом, который обязывает регион соблюдать торговые законы ЕС, в то время как остальная часть Великобритании этого не делает.
Лидер ассамблеи SDLP в Северной Ирландии Мэтью О'Тул сказал, что понимает «разочарование» апеллянтов в связи с решением, но оно внесло «важную ясность» в закон в то время, когда Великобритания и ЕС вели переговоры о новом урегулировании.
Оценивая первое основание для апелляции, судьи заявили, что доводы апеллянтов относительно того, являются ли акты о союзе 1800 года и более поздние акты, позволяющие Великобритании выйти из ЕС, конституционными законами, были «академическими».
По их словам, даже если бы они были, «четко выраженную волю парламента» протокол нельзя было бы отменить.
«Самое фундаментальное правило конституционного права Великобритании заключается в том, что парламент, или, точнее, корона в парламенте, является суверенным и что законы, принятые парламентом, являются верховными», — говорится в их постановлении.
Судьи сослались на дело Верховного суда 2019 года, возбужденное Джиной Миллер, чтобы определить свое решение по второму основанию для апелляции, согласно которому протокол несовместим с Законом о Северной Ирландии 1998 года.
В этом случае судьи единогласно постановили, что закон 1998 года не регулирует никаких изменений в конституционном статусе Северной Ирландии, кроме права народа решать на референдуме, хотят ли они остаться в Соединенном Королевстве.
Они отвергли то, что основанием для апелляции было «неправильное» значение закона 1998 года.
В-третьих, судьи также отклонили аргументы о том, что протокол может быть обеспечен принудительным исполнением только в том случае, если он будет иметь поддержку со стороны сообщества, отметив положение после Brexit в Законе о Северной Ирландии 1998 года, дающее Ассамблее Северной Ирландии возможность проголосовать за то, чтобы статьи 5–10 протокола следует продолжать применять.
Отвод в двух отдельных случаях, рассмотренных судьями совместно, был подан группой профсоюзных и лоялистских лидеров и активистов, в которую также входили бывший министр кабинета лейбористов Кейт Хоуи, лидер «Традиционного голоса юнионистов» Джим Аллистер, бывший лидер Ольстерской юнионистской партии Стив Айкен вместе с бывшим депутатом Европарламента от партии Brexit Беном Хабибом и бывшим заключенным-лоялистом и недавним выпускником магистра права Клиффордом Пиплзом.
Они также утверждали, что протокол нарушил принцип согласия, лежащий в основе Белфастского соглашения Страстной пятницы 1998 года.
Они проиграли дело в Высоком суде Белфаста в июне 2021 года, и председательствующий судья г-н судья Колтон пришел к выводу, что Закон о соглашении о выходе, содержащий протокол, действительно противоречит гарантиям равного обращения, содержащимся в Законе Союза.
Тем не менее, он сказал, что позднее парламентское законодательство, закрепившее выход Великобритании из ЕС, «косвенно отменило» законы 1800 года, что было возможно с другим «конституционным законом».
Апеллянты также утверждали, что протокол незаконно отменил конституционную гарантию, закрепленную в статье 42 Закона о Северной Ирландии 1998 года, которая требует, чтобы голоса собрания пользовались поддержкой всего сообщества. Наконец, заявители утверждали, что имело место нарушение Европейской конвенции о правах человека и законодательства ЕС.
