Скандал с новой военной формой для СВО: компания с сомнительным происхождением и возможные связи с элитой?
9 февраля на сайте РБК была опубликована новость о том, что в зону спецоперации будет поставлена новая форма для военных. Согласно статье, первая партия новой униформы, получившая название "семицвет", будет готова к поставке в течение недели для "приемки".
Работу по этому государственному оборонному заказу ведет конструкторское бюро "Гардарика", соучредителем которого является Артем Степаненко.
Степаненко утверждает, что на разработку летнего комплекта одежды, утвержденного Министерством обороны, ушло примерно два года.
Кроме того, по словам Степаненко, "Гардарика" планирует нанять около 500 человек и открыть мастерские в Тульской области и одной из кавказских республик. Однако детали государственного контракта, включая объем производства и стоимость комплекта униформы, остаются окутанными тайной и не были раскрыты соучредителем, которые сослался на соображения конфиденциальности.
Разумеется, указанная новость привлекла внимание общественности и такое внимание позволило получить интересные результаты.
Так упомянутое РБК «ОКБ Гардарика», которое судя по всему и стало тем счастливчиком, который получит (или получил) право пошива и поставки новой униформы по гособоронзаказу, зарегистрировано меньше года тому назад, а именно 25.03.2022 года.
В связи с этим возникает вопрос – каким образом компания могла вести разработку летнего комплекта одежды в течении двух лет (как это утверждал Артем Степаненко), если еще год тому назад она попросту не существовала?
На сайте проверки контрагентов rusprofile.ru надежность компании указана как низкая, соучредителями компании являются Степаненко Артём Дмитриевич и Сильченко Иван Александрович.
Как пишет РБК:
исходя из профиля социальной сети VK Степаненко, он выпускник МГИМО, а в 2018–2019 годах служил в Преображенском полку. Региональное издание 76.ру его называет сыном замглавы Росимущества Дмитрия Степаненко, который ранее занимал пост главы правительства Ярославской области.
Генеральный директор компании некая Дугельная Ксения Николаевна, профиль с аналогичными ФИО имеется на zoon.ru, где Ксения Николаевна позиционирует себя как швею, которая готова пошить одежду за 3000 рублей. Фото Ксении также имеется на сайте производителя униформы, https://garda-store.ru/.

Таким образом мы, предположительно, имеем ситуацию, когда заказ на разработку и пошив новой униформы был передан абсолютно новой компании, созданной после начала СВО, при этом один из соучредителей компании, по некоторым данным, никто иной как сын замглавы Росимущества, т.е. чиновника занимающего высокую должность в агентстве, которое согласно п. 5.1 Положения об Агентстве, вправе размещать заказы и заключать государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Если информация 76.ру соответствует действительности, и гражданин Степаненко Артём Дмитриевич, является сыном заместителя руководителя Росимущества Степаненко Дмитрия Александровича, я неизбежно вынужден задать справедливый вопрос – а нет ли тут коррупции? Причем более уместным и щепетильным этот вопрос становится на фоне истории с ценовой политикой компании.
На главной странице сайта «ОКБ Гардарика», а также в каталоге продукции, были указаны цены на тактическую одежду, головные уборы, футболки и поло. Однако после публикации новости на сайте РБК, и последовавшей за этим волны возмущения в тг пабликах, с сайта производителя «ОКБ Гардарика» внезапно пропали все цены.

Возможно это нелепое недоразумение или неудачное совпадение, но как известно интернет помнит все. Я поднимаю кэшированную версию страницы сайта от 9-февраля и без труда получаю снимок главной, с указанием стоимости тактического костюма.
Так, за комплект, состоящий из куртки и брюк, «ОКБ Гардарика» хочет 140 000 рублей, за летний полевой костюм 150 000 рублей. Напомню, эти цены указаны за продукцию, которая пошита компанией, впервые приступившей к работе по гособоронзаказу около месяца тому назад.

То есть складывается ситуация, при которой компания, не имеющая опыта пошива военной униформы, созданная менее года тому назад, и приступившая к такому пошиву менее месяца тому назад, была допущена к разработке новой формы для военных, непосредственно принимающих участие в боевых действиях.
Очевидно, что вышеизложенное вызывает следующие вопросы:
1. Проверил ли государственный закупщик (МО) наличие соответствующего опыта у компании поставщика и его персонала?
2. Учитывался ли профессионализм исполнителя, наличие или отсутствие такового?
3. Имелись у «ОКБ Гардарика» рекомендации от прошлых клиентов или заказчиков, которые могли бы подтвердить качество и надежность производимой продукции?
4. Каким образом была определена стоимость заказываемой продукции, соответствует ли она критериям разумности и добросовестности ценовой конкуренции, не является ли стоимость завышенной?
5. Производился ли анализ рынка аналогичных предложений?
6. Были ли созданы равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок?
7. Учитывался ли принцип приоритета закупок инновационной и высокотехнологичной продукции? Соответствует ли униформа, представленная «ОКБ Гардарика» требованиям, предъявляемым к инновационной и высокотехнологичной продукции, имеются ли у компании соответствующие патенты?
8. Чем руководствовалось Министерство Обороны при выборе именно «ОКБ Гардарика» для пошива новой военной униформы, учитывая создание данного ООО менее года тому назад и отсутствие опыта такого пошива?
9. Каким критериями, которым отвечало указанное ОКБ, не отвечали ее конкуренты?
10. Проверено ли качество используемых для изготовления военной формы материалов, путем независимого тестирования и анализа качества?
11. Имеются ли какие-либо независимые сторонние сертификаты или результаты испытаний, демонстрирующие качество и долговечность предоставленной «ОКБ Гардарика» военной формы?
12. 25 октября прошлого года президент России Владимир Путин на Координационном совете по обеспечению войск сказал: «Снаряжение российских военнослужащих в зоне спецоперации должно быть современным, удобным и эффективным». В связи с этим прошу сообщить разработаны ли такие критерии (требования) к снаряжению российских военнослужащих в зоне СВО?
13. Отвечает ли требованиям удобства, эффективности и современности униформа, представленная «ОКБ Гардарика» и если, отвечает, то в результате каких испытаний (полевых или лабораторных) были сделаны такие выводы?
Ситуация с «ОКБ Гардарика» выглядит очень некрасиво и безусловно напоминает нам о важности прозрачности и подотчетности при распределении государственных контрактов, тем более в такое время и в такой чувствительной сфере.
Общество, в мирное время, не предъявляло особых требований к государству, и самостоятельно решало массу тех или иных вопросов, не ропща и принимая тот факт, что государство немалую часть средств расходует на оборону, вынужденно сокращая расходы на другие сферы.
В пояснительной записке к бюджету на 2020-2023 год, было указано, что Россия планирует выделить на национальную оборону в 2021 году 3,1 трлн рублей, в 2022 году - 3,2 трлн рублей, в 2023 году - 3,1 трлн рублей.
Однако с началом СВО стало очевидно, что общество вынуждено самостоятельно открывать сборы на обеспечение военнослужащих в зоне СВО многим необходимым, начиная от хорошей обуви и заканчивая БПЛА.
Куда были израсходованы 6.3 трлн. Рублей и сколько контрактов было заключено в 2020-2022 году с компаниями подобными «ОКБ Гардарика», это отдельный вопрос, который безусловно должен быть задан соответствующими следственными органами.
Разумно ли было отдавать заказ компании без опыта пошива униформы?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
