Вопросы с Востока и Запада · Интерпретация Кодекса 丨Го Циюн: Как «правительство добродетели» стало мудростью управления миром в Китае?
Китайская превосходная традиционная культура содержит богатую политическую мудрость. Еще в период Весны и Осени Конфуций предложил, чтобы «правительство было основано на добродетели, такой как Бейхен, где все звезды живут вместе». Как основной принцип и основная концепция конфуцианской политической мысли, «правительство добродетели» оказало глубокое влияние на практику управления сменявших друг друга правителей.
Го Циюн, профессор Школы китаеведения Уханьского университета, сказал в эксклюзивном интервью China News Service «Вопросы Востока и Запада», что с точки зрения управления основной идеей конфуцианства является взаимная взаимодополняемость и координация «ритуалы, музыка, наказание и политика». Он считает, что ключ к управлению лежит в людях, а качество и моральные стандарты людей имеют решающее значение для разработки, пересмотра и внедрения систем и правил, имеющих большую ценность.
Стенограмма интервью резюмируется следующим образом:
Репортер китайского информационного агентства: «Правительство добродетели» считается основным содержанием конфуцианской политической мысли. Какова предыстория и идеологическая коннотация этого предложения?
Го Циюн: «Правительство с моралью, такое как Бэйчэнь, где звезды живут вместе», это предложение взято из «Аналектов Конфуция», первой главы статьи, что означает, что если страной управляет мораль, правители будут, Он будет подобен Полярной звезде, и его подданные будут подобны звездам вокруг него.
В конце Периода Весны и Осени власть императора распалась, и феодалы поссорились, и воцарился хаос. На этом фоне Конфуций призывал к добродетельному правительству, надеясь, что правители ничего не сделают и мир вернется, что они изменятся, не двигаясь, что они будут заслуживать доверия, ничего не делая, и что простота предотвратит сложность, так что простые люди могли выжить.
Репортер Китайской службы новостей: В период Весны и Осени и в период Сражающихся царств различные школы мысли делали разные акценты на связанных понятиях, таких как «мораль, ритуал, политика и наказание». Что понимает конфуцианство?
Го Циюн: С точки зрения государственного управления основной идеей конфуцианства является взаимное дополнение и согласование «ритуалов, музыки, наказания и политики». Здесь ритуал относится к порядку и нормам общественной жизни, музыка относится к музыке и искусству в гармонии с ритуалом, наказание относится к наказанию, а правительство относится к правительственным заказам. Вообще говоря, ритуальная музыка — это культура, а ее ядро — этика. Наказание в то время было очень жестоким, только конфуцианство выступало против наказания и критиковало легистов, выступавших за «суровое наказание и строгий закон». Долгое время конфуцианство подчеркивало, что «добродетель доминирует над наказанием и дополняет наказание».

Скульптура Святой Земли в Нишане, Цюйфу, Шаньдун. Фото предоставлено Visual China.
Репортер China News Agency: Почему после более чем 2000-летней истории «правительство добродетели» оказалось устойчивым и стало кристаллизацией мудрости китайской цивилизации?
Го Циюн: «Правительство с моралью» фактически выдвигает моральные требования к тем, кто управляет страной, что отвечает интересам народа. Это принадлежит традиции ориентированного на человека мышления.
Конечно, это всего лишь конфуцианский идеал, и в полной мере реализовать его в реальности сложно. Цель древних правителей в политике заключалась в основном в защите интересов правящей группы, а распределение и перераспределение их власти и собственности имело свои правила игры. Стремление народа к власти и собственности зависит от укрепления правящего строя. Это положение конфуцианства отражает потребности простых людей, то есть при условии поддержания определенного политического порядка во времени и пространстве они могут получить элементарную жизненную безопасность и выздороветь.
Отстранение конфуцианства от этого идеала, безусловно, имеет значение критики и руководства реальностью, но его сила относительно слаба. Его долговечность показывает, что этого идеала трудно достичь и к нему нужно постоянно стремиться. Причина, по которой это становится мудростью управления миром, заключается в том, что конфуцианство видит, что одни только законы, особенно раннее наказание, не могут быть способом управления миром. Дисциплина, научитесь соблюдать социальные нормы (сюньцзы).
Репортер китайского информационного агентства: Конфуций сказал: «Правительство зависит от людей, берет людей с их телами, культивирует свою нравственность с помощью пути и культивирует путь с доброжелательностью». сердца их." Каковы требования добродетели правителя?
Го Циюн: «Правительство зависит от человека, отнимите тело у человека, взращивайте тело с помощью пути и совершенствуйте путь с помощью доброжелательности» взято из главы 20 «Учения о среднем», что является ответом, который герцог Ай Лу получил, когда тот обратился за советом к Конфуцию. То есть правительство зависит от привлечения людей, то есть от выявления и назначения мудрецов; те, кто может совершенствоваться, могут завоевать доверие императора наверху и поддержку подданных внизу, так что все государственные дела могут быть решены. Быть сделано плавно. Этим подчеркивается важность самосовершенствования для монарха в выявлении и назначении мудрецов. Дао – путь мира, а благожелательность – внутренняя нравственность людей.
Мэн-цзы сказал: «Те, кто побеждает других силой, не убеждены сердцем, и сила не поддерживает их; те, кто побеждает других добродетелью, искренне убеждены радостью в сердце», что происходит от «Мэн-цзы Гунсун Чжоу Шан», это означает, что завоевание силой не может завоевать сердца людей. Мы должны использовать моральное вдохновение, чтобы убеждать людей.
Конфуцианец считает, что требования доброжелательного правительства к правителям - это «уважение, терпимость, вера, чуткость и польза», то есть серьезность, терпимость и доброта, соответствие между словами и делами, трудолюбие и быстрота, а также доброжелательность к другим. . Чиновники достойные и уважающие себя, поэтому они величественны и не будут оскорблены; терпимы и щедры, они могут мобилизовать энтузиазм каждого и получить поддержку; они честны и честны, их назначат; они трудолюбивы, быстры, работоспособны, и они сделают большой вклад; Только используя людей, мы можем использовать людей. Серьезность, великодушие, благонадежность, трудолюбие и великодушие по-прежнему остаются достоинствами политика.
Конфуций также выдвинул идею «принесения пользы народу», соответствующую интересам народа, и далее выдвинул требования единства добродетели, таланта, жалованья и положения для господ и чиновников, все из которых начинаются из основ приносить пользу людям. Чтобы стабилизировать мир, главное сделать людей безопасными.

В главном зале старого уездного правительственного учреждения округа Миксянь провинции Хэнань на переднем экране висит табличка с изображением «Высоко висит зеркало», а также изображение «Море, восходящее солнце», нарисованное на экране. Символизирует любовь чиновников к народу, а те, кто выдвигает чиновников, чисты, как морская вода, и ярки, как солнце и луна. Фото Ма Цзянь