Татаро-башкиры на севере, в Архангельске
Татаро-башкиры на севере, в Архангельске
По документально-подтвержденным данным, татары жили в Архангельске уже в XIX веке. Например, в «Справочнике по Архангельскому городскому
Управлению» от 1910 года записано, что по результатам переписи населения
1897 года, лиц магометанского вероисповедания, татар, было 35 человек,
Но уже к 1904 году количество татар возросло до 355 человек, из этого
количества было 225 мужчин, 100 женщин и 30 детей. Переселение татар в Архангельск можно объяснить разными причинами: это и часто происходивший в Российской империи голод, это развитие и дорожной инфраструктуры в государстве, что в свою очередь способствовало развитию торговых связей между разными частями страны, это и бывшие служивые люди и заключенные, не вернувшиеся в свои родные края.
Военное командование еще в XIX веке открыло внутри гарнизона Архангельска мечеть для военнослужащих мусульман, где имама-хатыба избирали голосованием и, которого утверждало военное начальство. Известно имя первого служителя воинской мечети – это рядовой 19 портовой роты, выполняющий до своей отставки в 1854 году, обязанности имама, Мансур Иммухаметов.
В конце XIX – начале XX вв. в Архангельске действуют уже целые
татарские семьи купцов. Например, к 1902 году семья купца Мухамед-Закир
Ишмемятова имела 4 магазина, семья купца Зиганши Фазлулина имела
6 магазинов. Жители отмечали чистоту магазинов, доброжелательное,
вежливое отношение к покупателям, высокое качество предлагаемых товаров.
Татарские купцы тогда сконцентрировали в своих руках розничную торговлю
мануфактурными и хлебно-бакалейными товарами новном не строили, а покупали у горожан и потом делали пристрой, изменяли внутренний план, отдельные
помещения для женщин по шариату* ,т.е., как и сегодня, после покупки квартир делают ремонт или перепланировку. Дома разговаривали только
по-татарски, а на улице, даже между собой, по-русски, что говорило об
уважительном отношении татар к русскому населению. По одежде от
других горожан отличались татарские мужчины головным убором, женщины
особым ношением платков и покроем своих платьев.
С развитием торгово-экономических отношений, татары организовали и духовное начало – создали в Архангельске свою религиозную общину,
которая подчинялась Оренбургскому духовному собранию мусульман,
а в административном плане, к городской управе Архангельска. Кроме того,
за религиозной общиной вели контроль, Архангельское Губернское правление
и существующий тогда при Министерстве внутренних дел Российской
империи, Департамент духовных дел иностранных исповеданий. Пятничные и праздничные богослужения проводились в домах более состоятельных людей
-татарских купцов. С расширением диаспоры возникла необходимость
иметь отдельное здание для магометан Архангельска, т.е. мечети.
Поэтому, 27 марта 1902 года, уже упомянутые выше, знатные татарские купцы, Мухамед-Закир Ишмемятов и Зиганша Фазлулин, обращаются с Прошением о строительстве мечети в Архангельское Губернское Правление, входящий № б 23 от 29 марта 1902 года. Вот это Прошение:
Вь Архангельское Губернское Правленiе.
Торгующихь по купеческимь свидетельствамь
вь г. Архангельскь Мухаметь-Закирь Ишмемятова
и Зиганша Фазулина
Прошение.
По полномочию магометанскаго общества вь г. Архангельскь, представляя
при семь надлежаще засвидетельствованный полицiею приговорь* оного
общества обь исходатайстаованiи разрышенiя на постройку вь городь
Архангельскь мечети и проекть фасадовь предполагаемой мечети, мы
нижеподписавшiеся, ведущiе торговлю купеческимь свидтьтельствамь
Мухаметь-Закирь Ишмемязовь, имеющiй 4 магазина, и Зиганша Фазулинь,
имеющiй – 6 магазиновь, сь согласiя общества, заявляемь, что мечеть вь
Архангельскь желаемь построить на свой собственный счеть, сь
обеспеченiемь навсегда приличнаго содержанiя и обеспеченiя находящегося
при мечети муллу.
Вслтьдстаiе этаго просимь Губернское Правление по утверажденiи
приговора и испрошенiя согласiя Оренбургского Магаметанскаго
Собрания на построй мечети, дать намь разрьшенiе, согласно законамь,
на постройку вь городть Архангельскь мечети при заявленныхь нами
условияхь.
Марта 27 дня 1902 года.
Таргуй по свидетельстова 2 разряда Мухамедь Закирь Ишмемятовь
Таргующййа свидьтельству 2 й разрядь Г. Архангельскь Зиганша Фазлулинь.
(Примечание: писал писарь, допустил ошибки в написании фамилий
просителей, в шапке одно, в тексте другое, а ниже написали заявители собственноручно, и фамилии их, Ишмемятов и Фазлулин)
К Прошению приложен «Приговорь», т.е. Решение прихожан магометанского прихода, согласно законодательству того времени и подписями 201 человека. Как и сегодня, шли согласования между учреждениями. Возникали и досадные недоразумения при движении к цели – построить мечеть. Об этом говорит Прошение « Его Превосходительству Господину Архангельскому Губернатору» от 31 июля 1902 года, где, известные уже, Ишмемятов и Фазлулин, а также мулла Абдулла Валеев, просят вмешаться губернатора, чтобы убрать возникшие преграды на пути возведения мечети. Из документов видно, что татарские купцы Ишмемятов и Фазлулин были настоящими подвижниками, все свое свободное от работы время отводили делам будущей мечети. Они попросили художника-архитектора А.Милкова сделать им проект мечети, который завершил его составление к 15 июля 1904 года, о чем свидетельствует подпись. Не откладывая в долгий ящик, купцы Ишмемятов, Фазлулин и мулла Валеев в тот же день написали Прошение в 1-е отделение Губернского Правления, с просьбой, утвердить составленный архитектором, А.Милковым проект будущей магометанской мечети. Прошение зарегистрировано 17 июля 1904 года за №417. С этого времени до вынесенного первого положительного вердикта прошло более семи месяцев. Только 21 февраля 1905 года 1-е отделение дает свое добро строительному отделению.
А вот строительное отделение сработало очень оперативно по тем временам, и уже 23 февраля 1905 года утвержденный протокол за №82 уходит обратно в 1-е отделение МВД Архангельского Губернского Правления, для окончательного утверждения. Это окончательное утверждение, дающее на начало строительства мечети произошло 4 марта 1905 года-№609.
Организаторы строительства мечети сразу же развернули кипучую деятельность по претворению в жизнь утвержденного проекта. За три
месяца здание было возведено, и, 5 июня 1905 года, как писала газета
«Архангельские губернские ведомости», «…состоялось давно ожидаемое
местными татарами-мусульманами торжество окончания вчерне постройки мечети, сопровождавшееся поднятием на минарете полумесяца. Будущие
прихожане молитвенного дома собрались в числе около 200 человек, радостно
приветствуя тех единоверцев, которые главным образом содействовали
осуществлению общего желания построить собственный храм. Мечеть
построена деревянная, в два яруса, с двумя куполами, по размерам очень поместительная. Находится мечеть на Новгородском проспекте, между
Полицейской и Кирочной улицами.».
Прошло еще два с лишним месяца и 25 августа 1905 года пишется Прошение
«Его Превосходительства Господину Архангельскому Губернатору», где
указывается, что мечеть, согласно проекту полностью построена и просят
«покорнейше», разрешить богослужение 26 августа 1905 года. К Прошению
прилагался Акт от 25 августа 1905 года от Губернской архитектуры,
свидетельствующий о построении здания мечети по утвержденным чертежам,
отсутствия нарушений в строительстве и дающий разрешение на богослужение. Таким образом, знаменательное событие для религиозной общины магометан – открытие мечети, состоялось 26 августа 1905 года.
Как это прошло, написано на страницах, опять же, «Архангельских
Губернских ведомостях» : « 26 августа состоялось открытие и первое
богослужение во вновь построенной в Архангельске мечети. Богослужение
началось в 12 часов дня и окончилось торжественною молитвою за
Государя и весь Царствующий Дом. На богослужении кроме магометан присутствовала и посторонняя публика, пришедшая взглянуть на порядок
магометанского богослужения. Мечеть построена на средства местного
купца Ишмемятова и обошлась в 8000 р… .Устройство мечети очень просто,
но не лишено изящества».
С открытием мечети мулла Абдуллазян Хамзин начинает с купцами
ходатайствовать об открытии мектеба* - начальной конфессиональной школы
для обучения детей татарскому письму, чтению и основам ислама. Школа
была открыта в 1908 году и там преподавались не только основы магометанской веры, но и общеобразовательные предметы, что позволяло
наиболее способным татарским детям дальше продолжить образование
в городских гимназиях. После революции 1917 года школа была преобразована, как татарская и просуществовала до второй половины 1930-х годов, являясь к тому времени 7-летней.
17 февраля 1918 года в Архангельске была установлена Советская власть, но уже 2 августа 1918 года она пала – началась интервенция англичан, американцев, французов, канадцев, австралийцев, белофиннов, даже поляки и сербы были. Интервенты готовили удар на Москву, используя ветку железнодорожную из Архангельска.. Оккупанты установили настоящий террор для местного населения: из арестованных 1200 человек были расстреляны или умерли голодной смертью 1100 человек в концлагере на острове Мудьюг («остров смерти», названный так в народе). Из этого числа к коммунистам относились только 20 человек.
25 января 1919 года Красная Армия в ходе Шенкурской операции разгромила американские и канадские войска.
21 февраля 1920 года части 6-й армии освободили Архангельск и Советская власть была восстановлена.
Татарская диаспора и ее религиозная община с оккупантами не сотрудничала и поэтому уже через четыре месяца, 12 июля 1920 года, новая власть, в лице Архангельского Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов составила Договор о передаче «…в бессрочное и бесплатное пользование,
находящееся в г. Архангельске по Лютерянской ул. под №40 Магометанское
Богослужебное здание с Богослужебными предметами…». Граждане магометане в свою очередь обещали «…беречь переданное народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению,
принимая на себя всю ответственность за целость и сохранность врученного
имущества…» и подписи сторон: от власти-заведующий информационно-
инструкторским отделом Облисполкома, Александр Васильевич Ивановский,
от граждан-магометан, подписи 54 человек. В том же,1920 году, был
принят Устав Архангельского магометанского общества. Архангельский
облисполком решал вопрос даже об освобождении рабочих и служащих мусульман по случаю магометанского праздника.
