Советские летчики, воевавшие во Второй мировой войне, несмотря на то, что потеряли ноги.
Они отказались считать себя инвалидами и, вернувшись к боевому дежурству, стали Героями Советского Союза.
Во время Великой Отечественной войны, когда летчик терял ноги, это могло означать только одно — освобождение от летных обязанностей и необходимость навсегда забыть о том, чтобы подняться в небо. Но были и такие, кто, оказавшись в такой ситуации, бросал вызов судьбе и добивался разрешения вернуться за штурвал боевого самолета.
В Великобритании таким человеком был Дуглас Бадер, а в нацистской Германии — Ганс-Ульрих Рудель. Таких летчиков в СССР тоже было несколько, и самым известным был Алексей Маресьев.
Алексей Маресьев.

5 апреля 1942 года над лесами Новгородской области был сбит истребитель Як-1 Маресьева. Он провел 18 дней, возвращаясь к позициям Красной Армии, ориентируясь только по солнцу. Совершенно истощенный, съевший за все это время всего «горсть муравьев и полящерицы», измученный постоянными галлюцинациями и с полностью обмороженными ногами, он наконец добрался до деревни.
В больнице у Маресьева развилась полноценная гангрена.
«Необходимо было ампутировать ноги. Они уже разваливались: когда, лежа в постели, я пытался их двигать, они начинали разгибаться в суставах», — вспоминал позднее Алексей. «Однажды пришел врач, меня отвели в операционную, врач взял стерилизованные ножницы и на моих глазах просто ножницами отрезал мне ноги. В некоторых местах, где ткань была еще немного живой, было больно, но в целом не больно».
Алексей Маресьев получил протезы ног и не терял надежды вернуться к полетам. Он долго и упорно тренировался и к началу Курской битвы был направлен на фронт. Обрубки его ног сильно болели и кровоточили, но Алексей тщательно это скрывал.
Поначалу товарищи-летчики не доверяли Маресьеву, считая, что инвалид подведет их в самый ответственный момент. Однако все их сомнения развеялись, когда он не только показал высокую эффективность в воздухе, но и спас жизнь нескольким летчикам в воздушном бою.
Имя Алексея Маресьева, удостоенного звания Героя Советского Союза, стало широко известно всей стране благодаря публикации военного корреспондента Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», в которой рассказывается о подвигах Маресьева. Книгу не только экранизировали — композитор Сергей Прокофьев даже написал по ней оперу, которая была поставлена в Большом театре.
Георгий Кузьмин.
Самолет Георгия Кузьмина был сбит зенитным огнем в небе над Брянской областью 19 ноября 1941 года, но ему все же удалось посадить охваченный пламенем истребитель на заснеженное поле.
Увязая в снегу, Кузьмин уползал от места крушения, пока местные жители не нашли его и не позаботились о нем. Пытаясь как можно быстрее вернуться в тыл, он попал в плен. Ему удалось бежать, и он около месяца воевал в партизанском отряде.
Когда Георгий, наконец, добрался до своих войск, его ноги, уже израненные в злосчастный день крушения, представляли собой жалкое зрелище.
Врачам пришлось ампутировать ему левую ступню и треть правой ступни.
Научившись ходить в хирургической обуви, Кузьмин добился разрешения вернуться к штурвалу самолета. Назначенный командиром эскадрильи, он сражался в небе над Сталинградом. Имея на своем счету 19 побед, Георгий Кузьмин имел неплохие шансы стать одним из лучших советских асов за всю войну, но 18 августа 1943 года он погиб в воздушном бою над Украиной.
Леонид Белоусов

После аварийной посадки в 1938 году, когда загорелся его истребитель И-16, Леониду Белоусову понадобилось 35 пластических операций, чтобы хоть как-то подлатать лицо.
Для Белоусова проблемы, возникшие в результате того ужасного опыта, не ограничивались его лицом. После начала войны в 1941 году ожоги на ногах стали доставлять ему неприятности – началась газовая гангрена. В результате летчику пришлось ампутировать обе ноги, одну из них выше колена.
«426 дней я провел в военном госпитале, — писал Белоусов в мемуарах «Веление долга». «После двух серьезных операций я восстановил свои силы, научился ходить и «управлять» своими протезами. С каждым днем увеличивала нагрузку на ноги. Временами они натирались так сильно, что кровоточили, но я не позволял себе останавливаться в своих тренировках. По мере моего выздоровления у меня возникало все более острое желание покинуть госпиталь и вернуться в свой полк при первой же возможности».
Вновь сразиться с немцами в небе Леонид Белоусов смог только в 1944 году. К концу войны он совершил 40 боевых вылетов и сбил один вражеский самолет.
В заключении хочется выразить огромную благодарность всем людям кто застал этот тяжёлый период в истории страны.
Гордитесь ли вы такими людьми?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
