Ведды традиционно были лесными жителями, которые добывали пищу, охотились и жили сплоченными группами в пещерах в густых джунглях Шри-Ланки.

— Это наша пещера, — сказал мужчина. Он был высоким, с кудрявыми волосами до плеч, а его нижняя губа была покрыта красной коркой от ореха арека, который он жевал. Вокруг его талии был повязан оранжевый саронг, а через левое плечо висел небольшой топор. Он указал на тускло освещенное каменное убежище, охраняемое раскачивающимися деревьями.
«Здесь жили дети, — сказал он, указывая на темный угол, — а здесь мужчины и женщины. Вы видите там вершину», — продолжал он, показывая освещенную солнцем площадку, обшитую разбросанными валунами. «Здесь спал наш вождь, а мы сжигали кабанов, оленей и кроликов».
Гунабандилаатхо принадлежит к сообществу ведда, самому раннему известному аборигену Шри-Ланки. На протяжении веков его люди были лесными жителями, которые добывали пищу, охотились и жили сплоченными группами в пещерах в густых джунглях Шри-Ланки, переселяясь из одной пещеры в другую, когда кто-то из группы умирал. После смерти они клали тело на пол пещеры и покрывали его листьями, собираясь у большого дерева, чтобы помолиться за умершего; и предлагали дикое мясо, мед и дикие клубни своим предкам и божествам деревьев, рек и джунглей. «Мы молились об их загробной жизни, чтобы их души принадлежали божествам, они будут заботиться о нас», — сказал он.
Сегодня ведды живут разбросанными в крошечных поселениях от холмов Хуннасгирия в центральной Шри-Ланке до прибрежных низменностей на востоке острова. Однако задолго до того, как индоарийцы, которые в настоящее время являются доминирующим сингальско-буддийским народом, пришли на Шри-Ланку из Индии около 543 г. до н.э., ведды жили по всему острову.
Несмотря на то, что они были самыми ранними жителями Шри-Ланки, многие люди почти ничего о них не знают. На протяжении многих веков ведды подвергались стигматизации и угнетению сингальским правлением и ограничивались только туристическим интересом. Сегодня считается, что ведды составляют менее 1% населения страны.

Как и в случае со многими группами коренных народов, доказательств их происхождения мало. Археологи связывают свой генофонд с доисторическим человеком по имени Человек Балангода, который жил 48 000–3 800 лет назад и был назван в честь исторических мест в городе Балангода, где впервые был обнаружен его скелет, в 160 км от Коломбо.
Гунабандилаатхо принадлежит к линии Ведды Данигала Маха Бандаралаге, сингальскому титулу, данному им королями королевства Канди (1476-1818). Первоначально они жили на востоке Шри-Ланки, в горах Данигала и окружающих лесах. Но строительство Сенанаяка Самудры — самого большого искусственного озера в Шри-Ланке — в 1949 году вытеснило эту веддическую общину.
«Мы потеряли некоторые из наших первоначальных лесных домов из-за водохранилища», — сказал Кирибандилаатто, который также принадлежит к линии передачи Данигала Маха Бандаралаге. За это время семь семей из Данигалы поселились в пещере в деревне Ратугала на востоке Шри-Ланки, которую Гунабандилаатто показывал мне ранее. «Мои ammilaatho и appilaatho (мать и отец)… они были частью этой группы», — сказал он.
«[Правительство] спрашивало наших предков, любят ли они есть рис», — добавил Гунабандилаатто, пояснив, что правительство поощряло их переселение в сингальские деревни для выращивания риса. Большинство Вед согласились с этим; те, кто этого не сделал, в том числе семь семей Ратхугала, не получили компенсации от правительства.
У тех, кто переселился, не было иного выбора, кроме как ассимилироваться с сингальской культурой и вступить в брак с сингальцами. Поскольку многие сингальцы считали их отсталыми и некультурными, большинство из них, по словам Гунбандилаатто, изменили свои имена, чтобы скрыть свое наследие Ведды. Даже их язык развивался, адаптируя сингальские слова для общения с другими.

В то время как семь семей, которые жили в пещере Ратугала, немного дольше придерживались своих традиций, живя в джунглях, охотясь и собирая пищу, они постепенно смешались с сингальскими фермерами и мусульманскими торговцами из близлежащих городов. Когда в джунглях не хватало еды, родители Гунабандилато выращивали такие злаки, как кукуруза, пальчатое просо, бобы мунг и черноглазый горох. «Мы постепенно начали терять наш образ жизни», — сказал он.
Но сейчас все медленно меняется: сообщество веддов восстанавливает свое наследие, а также возобновляется интерес к этим первым людям Шри-Ланки. «Раньше сингальцы смотрели на нас свысока, — сказал Гунабандилаатто, — но сейчас все изменилось. Люди стали более образованными, и им интересно узнать о нас».
Департамент археологии и министерство наследия построили Центр наследия Вед в Ратхугале незадолго до пандемии, где Гунабандилаато будет проводить экскурсии для посетителей, начиная с апреля.
Гордясь тем, что может поделиться своей культурой и традициями, Гунабандилаатто провел меня в небольшие глинобитные коттеджи центра, которые находятся рядом с пещерой, где жили их предки. Один был украшен черно-белыми фотографиями, сделанными врачом Ричардом Лайонелом Спиттелем, который часто посещал места обитания Вед в начале 1900-х годов. Другой был украшен изображениями пещер, картами их первоначальных домов и статуями Вед. Посетители также могут попросить увидеть традиционные ритуальные танцы или послушать их молитвы и музыку.
«Мы хотим передать наши культурные элементы нашему молодому поколению», — сказал Кирибандилаатто, пояснив, что он счастлив иметь такой центр. Несмотря на то, что пандемия ненадолго остановила его, Кирибандилаатто каждые выходные проводит в центре занятия для 22 детей-веддистов, рассказывая им об их образе жизни, языке и традициях.

«Когда мы были маленькими, наши родители водили нас в джунгли. Они показывали нам пещеры, где пить воду и где найти еду, чтобы мы никогда не голодали. Они показали нам ручьи, которые никогда не пересыхают. Когда мы сейчас идем в джунгли, мы можем сказать, находится ли рядом с нами слон или дикий медведь; мы чувствуем их запах», — сказал Гунабандилаатто. «Мы хотим дать те же знания нашим маленьким детям».

«Я до сих пор готовлю нашу еду для своих детей и внуков», — сказал Даявати, чья мать — ведда, а отец — сингальский. На завтрак она готовит карри из кукурузы, фасоли, тыквы и черноглазого гороха, что сильно отличается от сливочного овощного карри, приготовленного из кокосового молока, которое можно найти в большинстве островных домов. В то время как большинство шри-ланкийских блюд полны специй, Даявати сказала, что не добавляет специи. «Вместо этого мы разминаем зеленый перец чили, делаем пасту и едим ее с хелапой, которая представляет собой мягкое, приготовленное на пару традиционное тесто из пальчатого проса, завернутое в листья».
«На обед мы иногда добавляем к тому же карри кусочек копченого мяса», — добавил Гунабандилаатхо, пояснив, что копченое дикое мясо также консервируют в меду, налитом в тыкву. «В основном я ем приготовленный на пару джекфрут и дикое мясо, и я никогда не был у врача», — сказал он.
Однако, как второй вождь ратхугала-ведд, Гунабандилаатто понимает, что они нуждаются в признании и поддержке. Мало того, что Шри-Ланка не имеет конкретных законов для защиты своего коренного населения, но действия правительства продолжают препятствовать им в доступе к их традиционным охотничьим угодьям, а обзор ООН по правам человека 2017 года показал, что ведды экономически и политически маргинализированы.

«Правительство всегда бросало нас. Если они признают нас и само наше существование, это поможет нам лучше сохранить нашу культуру», — сказал Гунабандилаатто, пояснив, что его община проводит ежемесячные собрания, чтобы обсудить необходимость сохранения своих традиций. По его словам, некоторые молодые люди сильно переживают за свое наследие.
«Мы жили здесь до прихода царя Виджая [первого арийского царя]. Мы — старейшие жители страны, и я хочу, чтобы все знали, что мы существуем здесь. Я хочу, чтобы все знали, что у нас есть свой язык, и мы хотим продвигать его вперед».
«Наш уникальный мир» — это сериал BBC Travel, который рассказывает о том, что делает нас разными и самобытными, исследуя необычные субкультуры и малоизвестные сообщества по всему миру.