Оставит ли ИИ юристов без работы?

Хотя искусственный интеллект может появиться в правовой системе, профессор юридического факультета Техасского университета A&M говорит, что юристы должны рассматривать его скорее как инструмент, чем как потенциальную замену.
Милан Маркович, профессор права и научный сотрудник по влиянию президента, который является соучредителем школьной программы по праву и общественным наукам, долгое время скептически относился к перспективам так называемых «роботов-юристов». В статье Arizona Law Review за 2019 год он утверждал, что предположения о том, что интеллектуальные машины заменят людей-юристов, свидетельствуют об общем непонимании того, что на самом деле влечет за собой юридическая практика.
Совсем недавно технология искусственного интеллекта снова оказалась в центре внимания, поскольку удивительные возможности таких инструментов, как ChatGPT, вызывают новые дебаты о машинном обучении, этике и будущем работы в областях, которые ранее считались защищенными от автоматизации. Ранее в этом году компания планировала использовать чат-бота с искусственным интеллектом для предоставления юридических консультаций двум людям, борющимся с нарушением правил дорожного движения в муниципальном суде. Хотя этот конкретный эксперимент был отменен, многие продолжают теоретизировать, что однажды клиенты смогут получить совет и даже юридическое представительство от юриста по искусственному интеллекту.
Но у Марковича все еще есть сомнения. Он также считает, что этическим соображениям уделяется меньше внимания — это он обсуждает в будущей последующей статье, которая в настоящее время готовится к публикации в томе по ИИ и праву издательства Оксфордского университета.
Texas A&M Today поговорила с Марковичем о будущем юридической профессии в мире, который все больше зависит от ИИ.
Что такое чат-бот с искусственным интеллектом?
Чат-боты с искусственным интеллектом — это, по сути, компьютерные программы, которые используют большие языковые модели и обработку естественного языка, чтобы иметь возможность отвечать на запросы различного уровня сложности. Они пока не играют важной роли в законе, но широко распространено предположение, что в конечном итоге они смогут давать юридические консультации и даже защищать интересы клиентов.
Каковы плюсы и минусы применения этой технологии в юридической практике?
Одним из основных преимуществ является то, что людей, которым нужна юридическая консультация, гораздо больше, чем юристов, которые могут ее предоставить. Чат-боты хорошо справляются с предоставлением базовой информации, особенно в ответ на часто задаваемые вопросы. Недостатком является то, что информация, предоставляемая чат-ботом, может быть ненадежной или совершенно неправильной, и в случае причинения вреда пользователю мало что можно исправить.
Почему вы считаете маловероятным, что ИИ сможет заменить юристов?
Существует большая разница между предоставлением общей юридической информации и юридической консультацией, адаптированной к конкретным обстоятельствам физического или юридического лица. Закон — это социальная конструкция, и машины, опирающиеся на большие языковые модели или иным образом, не понимают эту конструкцию. Они хорошо строят то, что уже было сделано раньше, но не обладают творческим потенциалом и абстрактным мышлением, необходимыми для полного удовлетворения многих юридических потребностей.
Беспочвенны ли опасения по поводу того, что ИИ лишит работы других специалистов, таких как врачи и учителя?
Я бы не сказал, что они необоснованны, но мы склонны недооценивать, насколько технологии уже повлияли на профессии. Интернет полностью изменил то, как юристы проводят юридические исследования, и сделал их гораздо более эффективными. Это не оставило юристов без работы. Точно так же большую часть наблюдения за пациентом, которое необходимо было бы проводить в больнице или кабинете врача, теперь можно проводить дома. Не так давно учителя оценивали тесты с несколькими вариантами ответов вручную. Технологии позволяют представителям профессий сосредоточиться на своих основных обязанностях, а не на рутинной части своей работы.
Как выглядит будущее работы юристов и других специалистов в связи с ростом популярности ИИ?
Я думаю, что больше внимания будет уделяться личным отношениям. Простое отношение к клиентам как к ходячим юридическим проблемам или к пациентам как к набору симптомов и болезней не позволит нам развить такие отношения, которые нам понадобятся, чтобы заботиться о них наилучшим образом. Мы не можем действовать как роботы и не ожидать, что нас заменят роботы.